Recipe.Ru

<Письмо> ФФОМС от 12.02.2014 N 505/91 «О рассмотрении обращения» Приказ Минздрава России от 12.02.2014 N 65н «Об утверждении методических рекомендаций по определению норматива числа коек для беременных и рожениц и коек патологии беременности в акушерских стационарах III группы, норматива числа коек патологии новорожденных и недоношенных детей» Статья. «В режиме реального времени» (Р.Шевченко) («Медицинский вестник», 2014, N 4-5)

Примечание.
В дополнение к данному документу издано письмо ФФОМС от 03.03.2014 N 901/30-3.


Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер, является разъяснением по конкретному запросу, актуален на дату издания. Текст документа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 12 февраля 2014 г. N 505/91

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, рассмотрев обращение по вопросу отказа от полиса обязательного медицинского страхования, а также аннулирования персональных данных в базе данных системы обязательного о медицинского страхования, сообщает следующее. В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 326-ФЗ) страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования. Согласно части 2 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ в договоре о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования должны содержаться положения, предусматривающие, в том числе, обязанности страховой медицинской организации по оформлению, переоформлению, выдаче полиса обязательного медицинского страхования, а также ведению учета застрахованных лиц, выданных им полисов обязательного медицинского страхования. В связи с изложенным, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования считает целесообразным направить полис обязательного медицинского страхования в страховую медицинскую организацию, в которой гражданка застрахована, и считать его невостребованным. Пунктом 68 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н, определено, что испорченные, недействительные и невостребованные полисы и временные свидетельства хранятся в страховой медицинской организации в течение трех лет. По истечении срока хранения они подлежат списанию и уничтожению по решению комиссии, создаваемой приказом страховой медицинской организации, согласованным с территориальным фондом, с оформлением акта списания и уничтожения полисов и временных свидетельств, признанных недействительными или невостребованными. Организация персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, включающего персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, определена главой 10 Федерального закона N 326-ФЗ. Удаление сведений о застрахованных лицах из информационного ресурса законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании не предусмотрено.

Председатель
Н.Н.СТАДЧЕНКО


Примечание.
По заключению Минюста РФ данный документ в государственной регистрации не нуждается. — Письмо Минюста РФ от 18.03.2013 N 01/21444-ЮЛ Текст документа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 12 февраля 2014 г. N 65н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВА ЧИСЛА КОЕК ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ И РОЖЕНИЦ И КОЕК ПАТОЛОГИИ БЕРЕМЕННОСТИ В АКУШЕРСКИХ СТАЦИОНАРАХ III ГРУППЫ, НОРМАТИВА ЧИСЛА КОЕК ПАТОЛОГИИ НОВОРОЖДЕННЫХ И НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

В соответствии с пунктом 4 методики распределения по субъектам Российской Федерации субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части мероприятий по строительству перинатальных центров в 2013 году, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 85 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 8, ст. 1126; 2012, N 17, ст. 1961; N 20, ст. 2560; N 37, ст. 5002; 2013, N 7, ст. 650; N 42, ст. 5381; «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 27.12.2013, N 0001201312270030″), приказываю: Утвердить методические рекомендации по определению норматива числа коек для беременных и рожениц и коек патологии беременности в акушерских стационарах III группы, норматива числа коек патологии новорожденных и недоношенных детей согласно приложению.

Министр
В.И.СКВОРЦОВА

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 12 февраля 2014 г. N 65н

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ НОРМАТИВА ЧИСЛА КОЕК ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ И РОЖЕНИЦ И КОЕК ПАТОЛОГИИ БЕРЕМЕННОСТИ В АКУШЕРСКИХ СТАЦИОНАРАХ III ГРУППЫ, НОРМАТИВА ЧИСЛА КОЕК ПАТОЛОГИИ НОВОРОЖДЕННЫХ И НЕДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ

1. Настоящие методические рекомендации разработаны для определения норматива числа коек для беременных и рожениц и коек патологии беременности в акушерских стационарах III группы, норматива числа коек патологии новорожденных и недоношенных детей в целях определения показателя, характеризующего инфраструктуру перинатальной помощи в субъекте Российской Федерации, который применяется при распределении по субъектам Российской Федерации субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части мероприятий по строительству перинатальных центров в соответствии с методикой распределения по субъектам Российской Федерации субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части мероприятий по строительству перинатальных центров в 2013 году <1>.

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 85 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011-2016 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 8, ст. 1126; 2012, N 17, ст. 1961; N 20, ст. 2560; N 37, ст. 5002; 2013, N 7, ст. 650; N 42, ст. 5381; «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru), 27.12.2013, N 0001201312270030″).

2. При определении норматива числа коек для беременных и рожениц и коек патологии беременности (далее — акушерские койки) учитываются плотность населения и показатели использования коечного фонда в субъектах Российской Федерации. 3. После определения норматива числа акушерских коек проводится дифференциация акушерских коек по трем группам акушерских стационаров в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденным приказом Минздрава России от 1 ноября 2012 г. N 572н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный N 27960). 4. На долю акушерских коек в акушерских стационарах III группы должно выделяться не менее 20% от общего числа акушерских коек, на долю акушерских коек в акушерских стационарах II группы — 50%, в акушерских стационарах I группы — 30%. 5. Методика расчета норматива числа акушерских коек включает: 1) расчет норматива числа коек для беременных и рожениц; 2) расчет норматива числа коек патологии беременности; 3) расчет норматива общего числа акушерских коек; 4) расчет норматива числа коек для беременных и рожениц и коек патологии беременности соответственно в акушерских стационарах III группы. 6. В расчетах норматива числа акушерских коек используются следующие показатели: 1) абсолютное число родившихся со срока 22 недели беременности в предыдущем году; 2) средняя длительность пребывания на койке для беременных и рожениц в предыдущем году; 3) рекомендуемый норматив средней занятости койки для беременных и рожениц в году. 7. Расчет норматива числа коек для беременных и рожениц в целом по Российской Федерации производится по формуле:

где:
K — необходимое число среднегодовых коек для беременных и рожениц в Российской Федерации в текущем году; A — число родившихся в Российской Федерации в предыдущем году; P — средняя длительность пребывания на койке для беременных и рожениц в Российской Федерации в предыдущем году; D — рекомендуемый норматив средней занятости койки для беременных и рожениц в году в Российской Федерации (252 дня). 8. Норматив числа коек патологии беременности в Российской Федерации рассчитывается с учетом международных рекомендаций, в соответствии с которыми удельный вес коек патологии беременности в структуре акушерских коек должен составлять не менее 30%. 9. Норматив общего числа акушерских коек в Российской Федерации рассчитывается путем суммирования норматива числа коек для беременных и рожениц в Российской Федерации и норматива числа коек патологии беременности в Российской Федерации и является минимально необходимым числом акушерских коек. 10. Норматив числа коек для беременных и рожениц и коек патологии беременности в акушерских стационарах III группы в Российской Федерации рассчитывается с учетом того, что их удельный вес составляет не менее 20% от общего числа акушерских коек в Российской Федерации. 11. Норматив числа акушерских коек в субъекте Российской Федерации рассчитывается в соответствии с пунктами 5-10 настоящих методических рекомендаций на основе соответствующих показателей по субъекту Российской Федерации с учетом плотности населения. Для регионов с низкой плотностью населения норматив средней занятости койки для беременных и рожениц в году составляет 252 дня. Для регионов со средней и высокой плотностью населения норматив средней занятости койки для беременных и рожениц в году может быть увеличен до 280 дней. 12. В соответствии с правилами организации деятельности перинатального центра (приложение N 9 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 572н, определен норматив числа коек реанимации и интенсивной терапии для новорожденных — 4 койки на 1 000 родов в субъекте Российской Федерации. Норматив числа коек патологии новорожденных и недоношенных детей определяется из расчета не менее 3 коек патологии новорожденных и недоношенных детей на каждую койку реанимации и интенсивной терапии для новорожденных.


«Медицинский вестник», 2014, N 4-5

В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ

Проводимые Росздравнадзором проверки медицинских организаций показывают, что внутренний контроль качества оказываемой населению медицинской помощи оставляет желать лучшего: в структуре фиксируемых нарушений 63,6% приходится на низкую доступность и качество медицинской помощи. Это видят и пациенты, которые вынуждены обращаться со своими проблемами во все инстанции. Не случайно все более остро встает вопрос организации системы управления качеством, которая бы позволяла решать возникающие проблемы по мере их поступления, корректируя деятельность медицинской организации в режиме реального времени.

Системный подход

Одним из показателей благополучия дел в клиниках можно считать статистику страховых медицинских организаций по обращаемости в них застрахованных с теми или иными жалобами. По информации, озвученной на Всероссийской научно-практической конференции «Медицина и качество 2013» председателем ФОМС Натальей Стадченко, в первой половине 2013 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего отмечено снижение количества обоснованных жалоб и исков. По ее мнению, регулирование экспертной деятельности в сфере ОМС (принятие федеральных законов N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», выход ряда приказов федерального фонда) существенно улучшило показатели защиты прав застрахованных. — Дальнейшее развитие системы управления качеством медицинской помощи должно основываться на введении для медорганизаций финансовых стимулов к повышению качества предоставляемых услуг, организации курсов по экспертизе качества медицинской помощи в профильных вузах и программ повышения квалификации таких специалистов, — считает Наталья Стадченко. Она также высказывается за создание служб качества медицинской помощи в медицинских организациях, страховых медицинских организациях и территориальных фондах ОМС. При переходе от контроля качества к выстраиванию системы управления нелишним будет опыт коллег из-за рубежа, уже имеющих наработки в этой сфере. В Германии, например, качество медпомощи самым тесным образом увязывают с правовыми аспектами профессиональной ответственности врача, организацией лечебного процесса, конкурентоспособностью частных врачебных практик, амбулаторно-поликлинических учреждений. По словам члена Врачебной палаты Германии, управляющего делами Европейской медицинской академии Анатолия Резникова, конкурентоспособность обеспечивается наличием в стране двух систем врачебной помощи: государственной и частной. Специалисты частных практик (140 тысяч врачей) объединены в Ассоциацию врачей больничных касс, и обязательным требованием к их работе является управление качеством медпомощи. Исходя из практического опыта работы в Сербии, директор проектов компании «Бонекс инжиниринг» Радомир Бошкович указывает на важность системного подхода в выстраивании национальной политики качества медицинской помощи. Для этого, по его мнению, необходимо придерживаться постоянства движения к цели и наличия долгосрочной перспективы. Основные принципы выстраивания системы контроля и управления качеством медпомощи в Сербии: равные права всех граждан на качественную медпомощь и работа сразу на двух уровнях — системы здравоохранения и отношений врач — пациент. Во Франции и вовсе действует Национальная программа безопасности пациентов, определяющая стратегические приоритеты в области качества. По словам советника генерального директора Главного управления оказания медицинской помощи Министерства социальных вопросов и здравоохранения Франции Валерии Саломон, основные принципы этой программы: информирование пациента, с тем чтобы он выступал в качестве «соавтора» своей безопасности, обязательное оповещение общественности о нежелательных явлениях в системе оказания медпомощи с целью их предупреждения и непрерывное повышение квалификации персонала клиник.

Модели разные важны

Существенным в работе по выстраиванию системы контроля и управления качеством является и вопрос, как и каким образом это качество измерять. По мнению директора Института здоровья семьи Натальи Вартапетовой, определение качества медпомощи в современной России строится на понимании ее как безопасной, эффективной, ориентированной на пациента, своевременной, ресурсосберегающей, справедливой. Существуют разные модели и системы оценки для разных характеристик качества. Одну из них специалисты Института здоровья семьи разработали совместно с Департаментом здравоохранения и Областной клинической больницей N 2 Тюменской области. — Основная цель создания «Руководства по оценке качества и безопасности медицинской помощи» — способствовать осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности для совершенствования работы медицинской организации, — рассказывает первый заместитель директора Департамента здравоохранения Тюменской области Наталья Брынза. По ее словам, результаты пилотной оценки документа показывают, что соблюдение требований, указанных только в одном из его разделов (например, системы идентификации личности пациента при поступлении и оказании помощи, использование антибиотиков в учреждении, мытье и обработка рук), способно существенно изменить картину в лучшую сторону. Однако практика показывает, что многие ЛПУ не соответствуют даже элементарным гигиеническим индикаторам качества: не хватает одноразовых полотенец, отсутствуют правильно укомплектованные места для мытья рук, у персонала нет индивидуальных емкостей с антисептиком.

Смена парадигм

Относительно новое для российских ЛПУ понятие — «управление риском», или «риск-менеджмент». — Все организации, независимо от размера, сталкиваются с внутренними и внешними факторами, которые создают неопределенность, эффектом которой становится риск, и он присущ всем видам деятельности, — поясняет менеджер по управлению качеством, сертифицированный аудитор IRCA (Международный регистр сертифицированных аудиторов) Гульнара Фаррахова. — Задача риск-менеджмента — идентификация рисков и управление ими. К рискам ЛПУ сегодня относят: связанные с имущественным комплексом, причинением вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц на территории медорганизации, с недобросовестностью контрагентов ЛПУ, а также IT-риски, стихийные бедствия, политические, репутационные и правовые риски. Гульнара Фаррахова рекомендует взять риски на учет путем их описания по следующим параметрам: — сфера риска: описание событий, размер, тип, количество и сферы воздействия; — тип риска: стратегический, операционный, финансовый, знания/информация, регулятивный; — заинтересованные лица и их ожидания, количественное выражение риска (значение последствий и вероятность); — приемлемость риска: возможные убытки и их финансовое значение, цена риска, вероятность и размер вероятных убытков/прибыли, цели контроля над риском и желаемый уровень исполнения поставленных задач); — управление риском и механизмы контроля: действующие методы/практика управления риском, уровень надежности существующей программы контроля над риском, существующие ответы /протоколы учета и анализа контроля над риском; — возможности для улучшения: рекомендации по снижению риска; — стратегические и управленческие изменения: определение степени ответственности (функции) за разработку и внедрение стратегии/управления: риском. Как видно, наработки, позволяющие вывести контроль и управление качеством медпомощи на принципиально новый уровень, есть и за рубежом, и у нас, осталось только начать их массово вводить в практику. В целом же, по мнению директора Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В.И.Кулакова Геннадия Сухих, принципы управления системой контроля качества должны базироваться на постоянном внутреннем и внешнем аудите, решениях, основанных на анализе фактов, ориентации на удовлетворенность пациента, ведущей роли руководства и вовлеченности персонала, системном подходе к управлению, постоянном совершенствовании и тренинге. — Смена парадигм в здравоохранении, внедрение инновационных технологий, безусловно, коснутся и качества медицинской помощи, — убежден он.

Р.ШЕВЧЕНКО
Подписано в печать
11.02.2014


Exit mobile version