Recipe.Ru

<Письмо> ФФОМС от 10.09.2007 N 6546/40-3/и «О применении п. 5 приказа ФОМС от 20.06.2007 N 123» Приказ Минздрава МО, МОФОМС от 06.09.2007 N 252/167 «О внесении дополнений в совместный приказ от 11.11.05 N 330/128» <Письмо> Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 5964-ВС <О порядке формирования и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год> (вместе с <Письмом> Минздравсоцразвития России N 5922-ВС, ФФОМС N 5784/20-и от 06.08.2007) <Письмо> Минздравсоцразвития России от 02.08.2007 N 5885-РХ <О реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения>

Документ признан подлежащим применению в части, не противоречащей действующему законодательству (письмо ФФОМС от 26.04.2012 N 3021/80-1/и). Текст документа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 10 сентября 2007 г. N 6546/40-3/и

О ПРИМЕНЕНИИ П. 5 ПРИКАЗА ФОМС ОТ 20.06.2007 N 123

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с поступающими обращениями территориальных фондов ОМС и фармацевтических организаций о порядке применения пункта 5 Приказа ФОМС от 20.06.2007 N 123 «Об утверждении Порядка перечисления ТФОМС средств на счета фармацевтических организаций в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами на 2007 год» (далее — Приказ), зарегистрированного в Минюсте РФ от 12 июля 2007 г. N 9815, сообщает следующее. Приказ вступил в силу в соответствии с п. 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» по истечении 10 дней после дня официального опубликования (Российская газета от 18.07.2007 N 4416), то есть с 29 июля 2007 года. В силу того, что данный нормативный документ обратной силы не имеет и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в действие, для применения положений пункта 5 Приказа в отношении порядка приема счетов фармацевтических организаций за отпущенные лекарственные средства в I и II кварталах 2007 года нет правовых оснований.

И.о. заместителя директора
В.В.МАКАРОВ


Вступил в силу с 1 сентября 2007 года (пункт 2 данного документа). Текст документа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ»

ПРИКАЗ

6 сентября 2007 г.

N 252/167

О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ
В СОВМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ ОТ 11.11.05 N 330/128


Примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: приказ МЗ МО, МОФОМС от 26.05.2005 «О финансировании деятельности общих врачебных практик» имеет номер 128/65, а не 128/25.


Во исполнение совместного приказа Министерства здравоохранения Московской области (далее — МЗ МО) и Государственного учреждения Московской области «Московский областной фонд обязательного медицинского страхования» (далее — МОФОМС) от 26 мая 2005 года N 128/25 «О финансировании деятельности общих врачебных практик» (далее — ОВП), и в соответствии с пунктом 6 решения Московской областной согласительной комиссии по определению тарифов на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан (Протокол от 17 августа 2005 года N 9) «Об утверждении подушевых нормативов финансирования ОВП, разных технологий функционирования», приказываю: 1. Дополнить перечень ОВП, финансируемых по подушевым нормативам двух типов, согласно приложению N 1. 2. Приказ вступает в силу с 01.09.2007 г. 3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Правительства Московской области Соколову И.Э. и заместителя исполнительного директора МОФОМС Слиденко Ю.В.

Министр здравоохранения
Правительства Московской области
В.Ю.СЕМЕНОВ
03.09.2007 г.

Исполнительный директор
Государственного учреждения
Московской области
«Московский областной
фонд обязательного медицинского
страхования»
Г.А.АНТОНОВА
2007 г.

Приложение N 1
к приказу МЗ МО и МОФОМС
от 06.09.2007 г. N 252/167

ОТНЕСЕНИЕ ОВП К ТИПАМ ПОДУШЕВЫХ НОРМАТИВОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ

  N п/п      Муниципальное               Наименование ЛПУ                        образование                                                                                                                                  Тип "А" (интегрированный)                      
  1. Наро-Фоминский район МУЗ «Районная больница N 1»

Примечание.
О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год см. письмо Минздравсоцразвития РФ от 31.12.2008 N 10407-ТГ. Текст документа

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 6 августа 2007 г. N 5964-ВС

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет для использования в работе информационное письмо «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год», подготовленное совместно с Федеральным фондом ОМС и согласованное Министерством финансов Российской Федерации 27.07.2007 N 12-03-08.

Врио Министра
В.И.СТАРОДУБОВ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 5922-ВС

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ N 5784/20-и

ПИСЬМО
от 6 августа 2007 года

О ФОРМИРОВАНИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБОСНОВАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА 2008 ГОД

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 г. N 286 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год» Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования направляет разъяснения по вопросам формирования и экономического обоснования территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год (далее — территориальная программа). 1. Территориальная программа включает:
1.1. Перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. 1.2. Перечни организаций здравоохранения, работающих в системе ОМС и медицинских учреждений, финансируемых из бюджетов. 1.3. Утвержденную стоимость территориальной программы по источникам финансирования без учета расходов федерального бюджета на дополнительное лекарственное обеспечение, национальный проект «Здоровье», целевые программы (приложение 1). 1.4. Установленные объемы медицинской помощи в медицинских учреждениях муниципальных образований и финансовые средства на выполнение этих объемов. 1.5. Установленные объемы медицинской помощи в медицинских учреждениях субъекта Российской Федерации, ведомственных и частных медицинских организациях, работающих в системе ОМС, и финансовые средства на выполнение этих объемов. 1.6. Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения и расходных материалов, применяемых при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы. 1.7. Перечень медицинских учреждений субъекта Российской Федерации, оказывающих специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. 1.8. Условия и порядок предоставления бесплатной медицинской помощи населению субъекта Российской Федерации в рамках территориальной программы. 1.9. Информацию по предоставлению дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС), в соответствии с главой 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», включающую численность получателей необходимых лекарственных средств на момент утверждения территориальной программы. 1.10. Информацию о численности населения на момент утверждения территориальной программы по группам и категориям заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также при амбулаторном лечении, которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 2. Установленные объемы медицинской помощи для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения содержат, в том числе объемы деятельности по реализации национального проекта «Здоровье» и ОНЛС и служат основой для формирования государственного (муниципального) задания по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. 3. Порядок разработки и финансирования выполнения государственных (муниципальных) заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования, а также контроль за их реализацией осуществляются в соответствии со статьей 69.2. Федерального закона от 31.07.1998 года N 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 N 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией». 4. В соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами в сфере здравоохранения медицинская помощь населению оказывается в условиях: — амбулаторно-поликлинических учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (амбулаторная помощь); — больничных учреждений и других медицинских организаций или их соответствующих структурных подразделений (стационарная медицинская помощь); — дневных стационаров всех типов;
— учреждений скорой медицинской помощи или их структурных подразделений. 5. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 года N 286 гражданам Российской Федерации предоставляются следующие виды медицинской помощи: — первичная медико-санитарная;
— неотложная;
— скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная); — специализированная, в том числе высокотехнологичная. 6. Первичная медико-санитарная помощь предоставляется: — амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями преимущественно муниципальной системы здравоохранения, в том числе на дому, а также детям в образовательных учреждениях дошкольного и школьного типов. Единицей объема является посещение; — больничными учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями преимущественно муниципальной системы здравоохранения. Единицей объема является койко-день. В случаях оказания медицинской помощи в приемном отделении, консультативно-диагностических услуг в диагностических и лечебных отделениях стационара больницы, не требующих госпитализации и наблюдения за состоянием здоровья пациентов до 6 часов после проведенных лечебно-диагностических мероприятий), единицей объема является посещение; — дневными стационарами всех типов. Единицей объема является пациенто-день. Объемы первичной медико-санитарной помощи, предоставляемой в амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включают профилактические осмотры населения (кроме контингентов граждан, подлежащих соответствующим медицинским осмотрам, порядок и условия проведения которых, регламентируется законодательством Российской Федерации), дополнительную медицинскую помощь на основе государственного задания, а также посещения, связанные с первичным доврачебным амбулаторным приемом специалистами сестринского дела (фельдшер, акушерка, медицинская сестра). 7. Неотложная медицинская помощь предоставляется в муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях. Единицей объема является посещение как амбулаторно-поликлинического учреждения, так и на дому (в этом случае тариф на посещение в связи с оказанием неотложной помощи на дому должен включать затраты на содержание парка автомобилей и транспортные расходы). Для экономического обоснования расходов на неотложную медицинскую помощь рекомендуется использовать усредненные показатели в расчете на одного жителя в год: 0,96 посещений, в том числе 0,9 посещений учреждений здравоохранения и 0,06 посещений на дому; расчетная стоимость одного посещения в среднем (включая затраты на медикаменты и изделия медицинского назначения) — 183,1 рубля, в том числе 140 рублей в учреждении здравоохранения и 830 рублей на дому (включая затраты на содержание парка автомобилей и транспортные расходы). Расчетные показатели объема неотложной медицинской помощи входят в установленный норматив — 9,198 посещений и подушевой норматив финансирования Программы — 4503 рубля. Неотложная медицинская помощь осуществляется за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС. Затраты на оказание данного вида медицинской помощи, не включенные в тариф по ОМС, осуществляются за счет средств местного бюджета. 8. Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная) предоставляется учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной систем здравоохранения. Единицей объема является вызов. 9. Специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная, предоставляется в специализированных амбулаторно-поликлинических учреждениях и других медицинских специализированных организациях или их соответствующих структурных подразделениях, больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, дневных стационаров всех типов преимущественно государственной системы здравоохранения. Единицами объема данного вида медицинской помощи являются посещение, койко-день, пациенто-день соответственно условиям предоставления. 10. Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы ОМС, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 года N 286. 11. Субъект Российской Федерации учитывает рекомендуемые показатели объемов медицинской помощи соответственно условиям предоставления и относительным коэффициентам их стоимости по основным профилям и специальностям (приложения 2, 3), при этом вправе самостоятельно расширять перечень специальностей в соответствии с уровнем оказания медицинской помощи в пределах рекомендуемых объемов. Объемы медицинской помощи могут быть скорректированы с учетом заболеваемости, демографического состава населения, климатогеографических условий региона и транспортной доступности медицинских организаций. Субъектам Российской Федерации рекомендуется устанавливать дифференцированные территориальные нормативы объемов, прежде всего скорой медицинской помощи, с учетом территориальной доступности бюджетных услуг (плотности транспортных путей постоянного действия, расселения и проживания жителей региона в труднодоступных районах, горных районах, районах с ограниченными сроками завоза груза, доли населения, проживающего в мелких населенных пунктах), а также демографических особенностей региона (удельного веса жителей в возрасте от 0 до 17 лет и старше трудоспособного возраста). Рекомендуется использование дифференцированных нормативов объемов скорой медицинской помощи, рассчитанных на одного жителя в год, до 0,330 для Пермского края, Республик Карелия, Коми, Бурятия, Еврейской автономной области, Амурской, Томской, Мурманской, Тюменской областей, и до 0,360 для Красноярского и Хабаровского краев, Архангельской, Сахалинской, Иркутской, Камчатской, Магаданской областей, Чукотского, Корякского, Эвенкийского автономных округов. Применение данных нормативов возможно при условии соблюдения законодательства Российской Федерации по разграничению полномочий в сфере здравоохранения, а также отделения неотложной медицинской помощи от скорой, сбалансированности территориальных объемов медицинской помощи по всем видам, наличия соответствующих ресурсов в регионе. 12. Медицинское обследование граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также их лечение осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и обязательного медицинского страхования. 13. Оказание медицинской помощи при заболеваниях зубов и полости рта входит в базовую программу ОМС, поскольку данные заболевания в соответствии с МКБ-10 относятся к болезням органов пищеварения. При планировании и учете объемов гарантируемой стоматологической помощи населению по территориальной программе на 2008 год учитываются как посещения, так и УЕТ. При пересчете УЕТ в посещения рекомендуется использовать переводные коэффициенты, сложившиеся в субъекте Российской Федерации в зависимости от используемых ресурсов и технологий, а также организации стоматологической помощи. 14. Прочие медицинские и иные услуги в соответствии с разделом III Постановления Правительства РФ от 15 мая 2007 года N 286 предоставляются за счет средств соответствующих бюджетов в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах профессиональной патологии, санаториях, включая детские, а также в санаториях для детей с родителями, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, станциях переливания крови, центрах крови, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков, домах ребенка, включая специализированные, хосписах, домах (больницах) сестринского ухода, молочных кухнях. 15. Утвержденные Правительством Российской Федерации финансовые нормативы являются минимальными. Субъект Российской Федерации при расчете стоимости территориальной программы государственных гарантий учитывает районные коэффициенты. 16. Расчет стоимости территориальной программы ОМС и страхового взноса на ОМС неработающего населения рекомендуется осуществлять по методике, представленной в приложении 4. 17. Оценку стоимости территориальной программы ОМС в субъекте Российской Федерации следует проводить: а) с учетом финансирования организаций здравоохранения, работающих в системе ОМС, по всем статьям расходов; б) с учетом финансирования организаций здравоохранения, работающих в системе ОМС, по статьям расходов, установленных для оплаты из средств ОМС. 18. Тарифы на медицинскую помощь устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением. 19. В соответствии Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1 в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и Федеральным законом от 31.07.1998 года N 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2007 года N 286 и иными нормативно-правовыми актами орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации совместно с территориальным фондом ОМС обеспечивают подготовку к введению с 1.01.2008 года раздельного учета объемов медицинской помощи и их финансирования по видам в соответствии с условиями предоставления в организациях здравоохранения, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий (приложение 5).

Заместитель Министра
здравоохранения и
социального развития
Российской Федерации
В.И.СТАРОДУБОВ

И.о. директора Федерального
фонда обязательного
медицинского страхования
Д.В.РЕЙХАРТ

Приложение N 1

Таблица 1

                       Утвержденная стоимость         территориальной программы государственных гарантий          оказания населению бесплатной медицинской помощи            по источникам финансирования на 2008 год <*>        ___________________________________________________            (наименование субъекта Российской Федерации)
         Источники финансирования         N       Утвержденная             территориальной программы        стр.      стоимость           государственных гарантий оказания           территориальной         населению бесплатной медицинской              программы                         помощи                                                                                           ВСЕГО    На одного                                                           жителя                                                             (руб.)                                                                                          1                     2       3          4                                                                          Стоимость территориальной программы     01                        

всего (сумма строк 02 + 03) в том числе:

  1. Расходы консолидированного бюджета 02 субъекта Российской Федерации <*>
  2. Расходы на территориальную 03 программу ОМС всего, в том числе за счет:

2.1. средств ОМС из них: 04

2.2. средств консолидированного 08 бюджета субъекта Российской Федерации на расходы медицинских организаций, работающих в системе ОМС, которые не включены в тариф ОМС


<*> Без учета средств федерального бюджета на ОНЛС, реализацию национального проекта «Здоровье» и целевые программы.

Таблица 2

               Утвержденная территориальная программа           государственных гарантий по оказанию населению             бесплатной медицинской помощи на 2008 год           ______________________________________________            (наименование субъекта Российской Федерации)
     Медицинская помощь    NN    Еди-   Терри-  Территор.    Подушевые      Стоимость территориальной          по источникам       стро- ница   тори-    нормат.     нормативы       программы по источникам          финансирования и     ки    изме-  альные   финанс.   финансирования        финансирования           условиям предоставления        рения  норма-   затрат   территориальной                                                                       тивы       на        программы                                                                          объемов  единицу                                                                                        меди-    объема    руб. на 1-ого         млн. руб.        в % к                                         цинской   мед.       жит. в год                           итогу                                         помощи   помощи                                                                                         на                   из     из    Средства Средства Всего                                               1-ого             средств средств бюджета    ОМС                                                        жителя            бюджета   ОМС                                                                                                                                                      А               1     2       3        4        5       6       7        8       9    10                                                                                                             1. Медицинская помощь,    01             X        X                X      <>       X      <>         

предоставленная за счет бюджетов, в т.ч.:

1.1. скорая медицинская 02 вызов X X помощь

1.2. при заболеваниях не 03 X X X X включенных в территори- альную программу ОМС, в т.ч.:

1.3. прочие виды 07 X X X X медицинских и иных услуг

1.4. специализированная, 08 к/день X X X X высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях субъекта РФ

2. Финансовые средства 09 X X X X бюджетов на затраты медицинских организаций, работающих в системе ОМС, которые не включены в тариф ОМС

3. Территориальная 10 X X <**> <**> программа ОМС в том числе:

ИТОГО 16 X X 100 (сумма строк 01 + 10)


<> Без учета финансовых средств бюджета на затраты медицинских организаций, работающих в системе ОМС, которые не включены в тариф ОМС. <*> С учетом финансовых средств бюджета на затраты медицинских организаций, работающих в системе ОМС, которые не включены в тариф ОМС.

Приложение N 2

Таблица 1

Рекомендуемые объемы
стационарной медицинской помощи по профилям коек (отделениям)

  Профиль отделений      Уровень  Средняя     Число койко-дней       (коек)                 госпита- длитель-     (круглосуточное                              лизации  ность      пребывание) на 1000                            (число   пребыва-        населения                                 госпита- ния                                                       лизаций  1-ого    Всего     в т.ч. для                             на 1000  больного                                                  жителей  в ста-          взрослых  детей                           в год)   ционаре                                                                                                         А               1         2      3       4        5                                                                         Кардиологические          6.5     17.3    112.2   106.84   5.36    Ревматологические         0.8     20.4     16.3    15.69   0.64    Гастроэнтерологические    3.3     15.8     50.2    40.98   9.23    Пульмонологические        2.8     20.5     52.2    44.36   7.81    Эндокринологические       1.5     16.4     24.6    22.75   1.86    Нефрологические           1.4     12.2     13.6     8.61   4.96    Гематологические          0.7     20.8     11.2     8.58   2.59    Аллергологические         0.4     14.8      5.9     5.22   0.72    Педиатрические (общие)   12.6      9.0    113.0        - 113.04    Терапевтические          24.2     14.6    353.4   353.44      -    (общие)                                                            Патология                 1.2     17.3     20.8        -  20.76    новорожденных                                                      Травматологические        6.5     12.4     80.9    72.36   8.58    Ортопедические            1.2     27.5     24.0    19.14   4.91    Урологические             4.1      9.5     38.9    36.07   2.84    Нейрохирургические        2.0      8.8     17.6    16.28   1.35    Ожоговые                  0.4     17.4      7.0     5.11   1.85    Челюстно-лицевой          1.1      6.9      7.6     6.18   1.44    хирургии                                                           Торокальной               0.5     14.0      7.0     6.49   0.49    Проктологические          0.6      9.8      5.9     5.49   0.38    Кардиохирургические       0.3     13.6      4.1     3.21   0.86    Сосудистой хирургии       0.6     15.5      8.4     8.01   0.43    Хирургические (общие)    26.5      8.3    219.7   197.74  22.01    Онкологические            6.2     14.2     83.2    80.57   2.67    Гинекологические         20.1      6.1    122.1   121.41   0.72    Отоларингологические      5.7      6.7     38.2    25.49  12.74    Офтальмологические        4.5      9.0     37.89   32.21   5.66    Неврологические           9.5     16.3    145.6   133.00  12.59    Дерматологические         2.8     14.8     40.2    32.59   7.58    Инфекционные             15.0      9.5    141.89   71.06  70.87    Для беременных и          7.8      9.7     75.1    75.10      -    рожениц                                                            Патологии беременности    5.0     11.7     56.0    56.04      -    Психиатрические           6.0     72.9    461.6   435.43  25.72    Наркологические           4.5     13.8     65.6    65.55      -    Фтизиатрические           4.0     79.4    334.9   315.20  19.65    Венерологические          0.7     11.9      8.8     7.15   1.60    Для производства          5.0      1.5      7.2     7.24      -   

абортов

ВСЕГО 196.0 14.3 2812.5 2440.59 371.91

Таблица 2

Средние показатели,
рекомендуемые для расчета норматива числа посещений в год на 1000 жителей по специальностям (включая посещения, связанные с неотложной медицинской помощью)

Специальности Число посещений на 1000 жителей

Всего в т.ч. для

Взрослых Детей

  1. Кардиоревматология 215,6 182,8 32,8
  2. Педиатрия 1014,3 1014,3
  3. Терапия 2127,3 2127,3
  4. Эндокринология 81,8 79,9 1,9
  5. Аллергология 9,7 6,7 3,0
  6. Неврология 455,4 400,0 55,4
  7. Инфекционные болезни 23,2 11,2 12,0
  8. Хирургия 823,6 717,1 106,5
  9. Урология 99,8 96,2 3,5
  10. Стоматология 1572,1 1278,7 293,4
  11. Акушерство-гинекология 665,2 664,1 1,1
  12. Отоларингология 503,8 367,2 136,6
  13. Офтальмология 454,5 367,2 87,3
  14. Дерматология 411,9 363,4 48,4
  15. Психиатрия 289,3 245,9 43,4
  16. Наркология 137,5 137,5
  17. Фтизиатрия 185,6 167,4 18,2
  18. Венерология 127,6 127,6

Всего 9198,0 7340,2 1857,8

в том числе по Базовой 8458,0 6661,8 1796,2 программе ОМС

Таблица 3

Средние показатели,
рекомендуемые для расчета норматива
профилактических посещений для взрослых и детей в год на 1000 жителей по специальностям

Специальности Число посещений на 1000 жителей

Всего в т.ч. для

Взрослых Детей

  1. Кардиоревматология 8,8 — 8,8
  2. Педиатрия 212,2 — 212,2
  3. Терапия 106,8 105,5 1,3
  4. Эндокринология 25,5 25,4 0,1
  5. Аллергология 0,2 — 0,2
  6. Неврология 18,7 — 18,7
  7. Инфекционные болезни 1,5 — 1,5
  8. Хирургия 60,9 33,8 27,1
  9. Урология 2,2 — 2,2
  10. Стоматология 108,2 53,3 54,9
  11. Акушерство-гинекология 234,0 234,0 —
  12. Отоларингология 48,6 — 48,6
  13. Офтальмология 52,4 — 52,4
  14. Дерматология 41,6 — 41,6

Всего 921,7 452,0 469,7

Таблица 4

Рекомендуемые объемы
для расчета норматива пациенто-дней лечения в дневных стационарах всех типов в год
на 1000 жителей по специальностям

Специальности Всего дней лечения на 1000 жителей

Всего в т.ч. для

Взрослых Детей

  1. Кардиоревматология 6,7 5,7 1,0
  2. Педиатрия 175,6 — 175,6
  3. Терапия 133,7 133,7 —
  4. Эндокринология 1,7 1,3 0,4
  5. Аллергология 1,7 0,2 1,4
  6. Неврология 46,1 29,4 16,6
  7. Инфекционные болезни 5,0 1,3 3,7
  8. Хирургия 24,3 17,4 6,9
  9. Урология 2,2 1,8 0,3
  10. Стоматология 0,6 0,4 0,2
  11. Акушерство-гинекология 44,9 42,0 2,9
  12. Отоларингология 10,2 4,3 5,9
  13. Офтальмология 8,1 4,1 4,1
  14. Дерматология 18,3 12,0 6,3
  15. Психиатрия 72,0 44,1 27,9
  16. Наркология 7,2 7,2 —
  17. Фтизиатрия 16,8 11,8 5,0
  18. Венерология 2,0 0,9 1,1

Всего 577,0 317,6 259,4

из них по Базовой 479,0 253,7 225,3 программе

Приложение N 3

Таблица 1

Относительные коэффициенты
стоимости одного койко-дня госпитализации по профилям коек и уровням оказания медицинской помощи

        Профиль коек        Субъект РФ    Городской округ  Муниципальный                                                                 район                                                                                                          Взрослые  Дети  Взрослые  Дети  Взрослые  Дети                                                                              Кардиологические         1,1178  1,1584  0,9129  0,9271  0,7750  0,7851                                                                             Ревматологические        1,2203  1,1949  0,9434  0,9454  0,8318  0,8328  

Гастроэнтерологические 1,2172 1,2172 0,9494 0,9535 0,8399 0,8439

Пульмонологические 1,2355 1,2020 0,9931 0,9890 0,8521 0,8470

Эндокринологические 1,3304 1,2030 0,9018

Нефрологические 1,2664 1,1899

Гематологические 1,4262 1,4495 1,0620 1,1199 0,9139 0,9687

Аллергологические 1,3136 1,2781 0,9829 0,9789 0,8480 0,8439

Педиатрические 1,1838 0,9758 0,8470

Терапевтические (общие) 1,1330 0,9018 0,7912

Патология новорожденных 1,5986 1,1604 1,0255

Травматологические 1,2892 1,3227 1,1229 1,0042 0,9261 0,9535

Ортопедические 1,2477 1,3014 1,1229 1,0103 0,9261 0,9413

Урологические 1,2690 1,4363 0,9596 1,0478 0,9200 0,9920

Нейрохирургические 1,3684 1,4820 1,0529 1,1401 1,0032 1,0742

Ожоговые 1,9577 1,9577 1,6656 1,6656 1,4120 1,4120

Челюстно-лицевой 1,4211 1,3724 1,0499 0,9281 0,9494 0,9697 хирургии

Торакальной хирургии 1,8745 1,8745 1,5702 1,4870 1,3887 1,2324

Проктологические 1,2882 1,2882 1,0417 1,0417 0,9545 0,9545

Кардиохирургические 2,8230 2,8230 2,2843 2,2843 1,0590 1,0590

Сосудистой хирургии 1,7447 1,7447 1,2862 1,2862 1,2365 1,2365

Хирургические (общие) 1,3988 1,4647 1,0438 1,1168 1,0397 0,9707

Онкологические 1,6696 1,5783 1,3461 1,3461 0,9900 0,9900

Гинекологические 1,2213 1,2213 1,1880 1,0336 0,9109 1,047

Отоларингологические 1,2233 1,2416 0,9515 0,9829 0,8865 0,9058

Офтальмологические 1,3268 1,3126 1,0367 1,0661 1,0012 1,0559

Неврологические 1,2223 1,2426 0,9018 0,9200 0,8196 1,0154

Дерматологические 1,0914 1,0539 0,8257 0,9129 0,8196 0,8257

Инфекционные 1,2193 1,4039 0,9991 1,0854 0,9170 0,9971

Для беременных и 1,5672 1,5672 1,2720 1,2720 1,0417 1,0417 рожениц

Патологии беременности 1,5114 1,5114 1,3126 1,3126 1,0712 1,0712

Психиатрические 1,0073 1,0073 1,0073 1,0073 1,0073 1,0073

Наркологические 1,0103 1,0103 0,8916 0,8916 0,5538 0,5538

Фтизиатрические 0,8348 0,8348 0,8348 0,8348 0,8348 0,8348

Венерологические 1,0914 1,0539 0,8257 0,9129 0,8196 0,8257

Для производства 1,0722 абортов

Таблица 2

Относительные коэффициенты
стоимости одного посещения по специальностям

Специальности Взрослые Дети

  1. Кардиоревматология 0,9675 1,0330
  2. Педиатрия 0,8600
  3. Терапия 0,8554
  4. Эндокринология 1,6377 2,2461
  5. Аллергология 1,5296 1,7389
  6. Неврология 0,9985 1,0724
  7. Инфекционные болезни 1,2806 1,3010
  8. Хирургия 0,9107 0,9144
  9. Урология 0,7301 0,9189
  10. Стоматология 1,2022 1,5000
  11. Акушерство-гинекология 1,2000 0,9576
  12. Отоларингология 0,7028 0,7267
  13. Офтальмология 0,5607 0,7835
  14. Дерматология 0,6790 0,8916
  15. Психиатрия 1,2441 2,0118
  16. Наркология 1,0792
  17. Фтизиатрия 1,0463 1,0429
  18. Венерология 0,8962

Таблица 3

Относительные коэффициенты
стоимости одного пациенто-дня лечения в дневных стационарах всех типов по специальностям

Специальности Взрослые Дети

  1. Кардиоревматология 0,9300 1,0343
  2. Педиатрия — 1,1300
  3. Терапия 0,8510 —
  4. Эндокринология 1,0674 1,1713
  5. Аллергология 1,2789 1,2443
  6. Неврология 0,8479 0,9877
  7. Инфекционные болезни 0,9410 1,0236
  8. Хирургия 1,1774 1,2068
  9. Урология 0,9924 1,3984
  10. Стоматология 1,3836 1,3362
  11. Акушерство-гинекология 1,2620 1,1890
  12. Отоларингология 0,9902 1,0472
  13. Офтальмология 1,0879 1,1819
  14. Дерматология 0,8464 0,9413
  15. Психиатрия 0,9806 0,9806
  16. Наркология 0,8818 —
  17. Фтизиатрия 0,8128 0,8128
  18. Венерология 0,8423 0,9438

Приложение N 4

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА СТОИМОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ (ОМС) И СТРАХОВОГО ВЗНОСА НА ОМС НЕРАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данном приложении предлагается два варианта методики расчета стоимости территориальной программы ОМС: 1 вариант — для тех территорий, в которых объемы медицинской помощи соответствуют установленным Правительством Российской Федерации нормативам по базовой программе ОМС;

Gj(1) = pG x Kpj x Nзj, где:

Gj(1) — стоимость территориальной программы ОМС j субъекта Российской Федерации по первому варианту; pG — подушевой норматив затрат по базовой программе ОМС, установленный Правительством Российской Федерации, включая затраты на ведение дел ТФОМС и СМО; Kpj — районный коэффициент;
Nзj — численность застрахованного населения субъекта Российской Федерации; 2 вариант — для тех территорий, в которых объемы медицинской помощи обоснованно выше или ниже объемов, установленных Правительством Российской Федерации по базовой программе ОМС, а финансовая обеспеченность региона позволяет утвердить территориальные финансовые нормативы, превышающие установленные Правительством Российской Федерации по базовой программе ОМС.

                   i       i         i    i       i    i        Gj(2) = [(n к/д x S к/д) + (V  x S v) + (Д  x S д/с)] x                             x Kpj x Nзj + Z,  где:

Gj(2) — стоимость территориальной программы ОМС субъекта Российской Федерации по второму варианту;

i
n к/д — территориальный норматив числа койко-дней на 1-го жителя;

i
S к/д — территориальный норматив финансовых затрат на 1 койко-день на планируемый год;

i
V — территориальный норматив числа посещений на 1-го жителя субъекта Российской Федерации;

i
S v — территориальный норматив финансовых затрат на одно врачебное посещение на планируемый год;

i
Д — территориальный норматив числа пациенто-дней лечения в дневных стационарах;

i
S д/с — территориальный норматив финансовых затрат на один пациенто-день лечения в дневном стационаре на планируемый год; Z — сумма затрат на ведение дел ТФОМС и СМО; Nзj — численность застрахованного населения субъекта Российской Федерации; Kpj — районный коэффициент.
На следующем этапе осуществляется расчет размера страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения субъекта Российской Федерации. Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения субъекта Российской Федерации рекомендуется определять на одного неработающего в год в рублях по следующей формуле:

                                           x                          Gj1(2) - (PWj + n j)                    Bj = ---------------------, где:                                  н/р                                 N   j

Bj — размер страхового взноса на одного неработающего в год для данного (j) субъекта Российской Федерации; Gj1(2) — стоимость территориальной программы ОМС j субъекта Российской Федерации, рассчитанная по первому или второму варианту в зависимости от выбора субъекта Российской Федерации; PWj — утвержденные налоговые поступления (ЕСН и другие налоги) в ТФОМС j субъекта Российской Федерации;

x
n j — прочие поступления средств в ТФОМС j субъекта Российской Федерации, предусмотренные законодательством Российской Федерации

н/р
N j — численность неработающего населения j субъекта Российской Федерации, подлежащих обязательному медицинскому страхованию.

Приложение N 5

Фактические объемы
оказания и финансирования бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации

Виды N Фактические объемы оказания и финансирования медицинской помощи в условиях: медицинской стро-

     помощи     ки    амбулаторно-      больничных         учреждений и     дневных стационаров иных   Всего                        поликлини-    учреждений, других     подразделений                        типов                               ческих           медицинских      скорой медицинской                      учреж-                              учреждений,   организаций или их        помощи                            дений                               других         соответствующих                                            здра-                               медицинских      структурных                                              во-                                 организаций     подразделений                                             охра-                               или их                                                                    нения                               соответ-                                                                                                      ствующих                                                                                                      структурных                                                                                                   подразделе-                                                                                                   ний                                                                                                                                                                                                                         посе- рублей койко- выбыв- рублей вызо- обслу- рублей паци- выбыв- рублей рублей рублей                       щений        дней   ших           вов   женных        енто- ших                                                                   боль-               лиц           дней  боль-                                                                 ных                                     ных                                                                                                                                               1         2     3     4      5      6      7      8     9      10    11     12     13     14     15                                                                                                                   1. Скорая      01     X     X      X      X      X                          X     X      X      X            

медицинская помощь в т.ч:

специализиро- 02 X X X X X X X X X ванная санитарно- авиационная)

2. Первичная 03 X X X X медико- санитарная помощь

3. Неотложная 04 X X X X X X X X X X медицинская помощь

4. Специали- 05 X X X X зированная медицинская помощь в т.ч:

высоко- 06 X X X X технологичная медицинская помощь

5. Прочие 07 X X X X X X X X X X X медицинские и иные услуги

6. Итого 08 (сумма строк 01 + 03 + 04 + 05 + 07)


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

2 августа 2007 г.

N 5885-РХ

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в соответствии с многочисленными обращениями территориальных фондов обязательного медицинского страхования по вопросам, связанными с реализацией пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, сообщает следующее. В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития российского здравоохранения и образования от 28 марта 2006 г. N Пр-488, Правительству Российской Федерации поручено осуществить следующие меры: продолжить работу по подготовке и принятию нормативных правовых актов по стандартизации медицинской помощи, оснащения и кадрового обеспечения медицинских учреждений; завершить на основе стандартизации отработку финансирования, в первую очередь, стационарных медицинских учреждений с ориентацией на конечный результат, с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование; определить источники и порядок финансирования расходов на проведение указанных мероприятий в субъектах Российской Федерации; выработать механизм взаимодействия между федеральным уровнем, уровнем субъекта Российской Федерации и муниципальным уровнем, как в части управления отраслью, так и в части источников ее финансирования, на основе системы персонифицированного учета расходов в сфере социального страхования, связанной с медицинской, санаторно-курортной, лекарственной помощью населения. Во исполнение Федерального закона от 29.12.2006 г. N 243-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год» Правительством Российской Федерации принято постановление от 19.05.2007 г. N 296 «Об утверждении Правил финансирования в 2007 году расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в его реализации» (далее — постановление Правительства Российской Федерации). В постановлении Правительства Российской Федерации указано, что средства, предусмотренные на реализацию пилотного проекта, направляются сверх средств, предусмотренных на финансирование учреждений здравоохранения, участвующих в реализации пилотного проекта, за счет бюджетов всех уровней и иных источников, а также средств, выделяемых на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования об условиях реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, типовая форма которого утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.05.2007 г. N 360, субъект Российской Федерации принимает на себя обязательство участвовать в софинансировании пилотного проекта путем принятия субъектом Российской Федерации в установленном порядке закона или иного нормативного правового акта, определяющего расходные обязательства субъекта Российской Федерации по софинансированию расходов в 2007 году в рамках реализации пилотного проекта. Таким образом, субъект Российской Федерации должен был в бюджете субъекта Российской Федерации предусмотреть необходимые финансовые средства сверх взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения и целевым образом направить их в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на софинансирование расходов по реализации пилотного проекта в субъекте Российской Федерации. Средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, направляемые бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию в 2007 году пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и средства бюджета субъекта Российской Федерации, направляемые на софинансирование расходов по реализации пилотного проекта в субъекте Российской Федерации, аккумулируются в бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования. Механизм расходования аккумулированных средств бюджетом территориального фонда обязательного медицинского страхования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 г. N 296. При этом следует отметить, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования начинает оплачивать реестры счетов за оказанную медицинскую помощь учреждениям здравоохранения только в случае поступления средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в размере 1/12) и бюджета субъекта Российской Федерации (в размере 1/12), направляемых на софинансирование расходов по реализации пилотного проекта. В противном случае органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, будут признавать использование указанных средств, как нецелевое. Средства, полученные учреждениями здравоохранения на реализацию пилотного проекта, расходуются на оплату труда медицинских работников, участвовавших в оказании медицинской помощи (в размере не ниже 40 процентов указанных средств с учетом объемов и качества оказанной медицинской помощи), а также на обеспечение медикаментами и оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в письме от 27.06.2007 г. N 5054-ВС рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при составлении ежемесячной заявки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ориентироваться на 1/12 суммы средств, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2007 г. N 296 для каждого субъекта Российской Федерации. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. N 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» реализация пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, продлена на первое полугодие 2008 года. Субъект Российской Федерации, принимая закон или иной нормативный правовой акт, определяющий расходные обязательства субъекта Российской Федерации по софинансированию расходов на реализацию пилотного проекта, должен внести соответствующие изменения при подготовке соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации на период 2008 года и в соответствии с бюджетным законодательством разработать порядок финансирования указанных расходов. Средства, предусмотренные на реализацию пилотного проекта, предоставляются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов на основании заявки территориального фонда о размере средств, предусмотренных на реализацию пилотного проекта, и в соответствии с соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Фондом об условиях реализации пилотного проекта и договором между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом и учреждением здравоохранения о реализации учреждением здравоохранения пилотного проекта. Форма заявки территориального фонда обязательного медицинского страхования о размере средств на реализацию пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, утверждена соответствующим приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.05.2007 г. N 360. Кроме того, вышеуказанным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждена форма договора между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования и учреждением здравоохранения о реализации учреждением здравоохранения пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения. Учитывая, что в Перечне поручений Президента Российской Федерации по вопросам развития российского здравоохранения и образования от 28 марта 2006 г. N Пр-488 определено как одно из главных направлений завершить на основе стандартизации отработку финансирования, в первую очередь, стационарных медицинских учреждений с ориентацией на конечный результат, с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование. Министерство рекомендует заключать указанные договора исключительно со стационарными учреждениями здравоохранения. По мнению Министерства, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования необходимо довести информацию до территориальных фондов обязательного медицинского страхования, в свою очередь, Министерство доведет ее до органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.

Заместитель Министра
Р.А.ХАЛЬФИН


Exit mobile version