Recipe.Ru

«Методические рекомендации «Обеспечение информированности населения о правах в области охраны здоровья» (утв. ФФОМС 24.08.1999)

УТВЕРЖДАЮ
Директор
Федерального фонда ОМС
А.М.ТАРАНОВ
24 августа 1999 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие Методические рекомендации (далее — рекомендации) подготовлены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» и др. с целью оказания методической помощи участникам системы обязательного медицинского страхования по обеспечению информированности граждан о правах в области охраны здоровья. Рекомендации определяют методологические подходы к организации работы территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций по обеспечению информированности населения о правах в области охраны здоровья.

ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩИХ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ

Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; — информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации; — информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах); — информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность; — конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации; — пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Запрещено относить к информации с ограниченным доступом: — законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; — документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; — документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; — документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан. Пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом. Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. Согласно ст. 24 отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях. Согласно ст. 1 Федерального закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: — нарушены права и свободы гражданина;
— созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; — незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных органов власти, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой вышеперечисленные последствия. Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах. Надзор за исполнением законов Российской Федерации, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» возложен на прокуратуру Российской Федерации.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ИНФОРМИРОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

В соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования осуществляют Федеральный и территориальные фонды ОМС. Обеспечение и защита прав застрахованных, в т.ч. контроль качества медицинской помощи, являются одной из основных задач страховщика. Таким образом, обязанность предоставления возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина в области охраны здоровья, в соответствии с действующим законодательством возложена на: — органы государственной власти;
— органы местного самоуправления;
— Федеральный и территориальные фонды ОМС; — страховщиков;
— медицинские учреждения.
Информация о правах граждан в области охраны здоровья должна быть доступна для изучения каждому гражданину. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять гражданам для ознакомления законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации, документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом.

ПРАВА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

  1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью: п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации; ст.ст. 17, 20, 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; ст. 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
  2. Право граждан на обязательное медицинское страхование: ст.ст. 236, 237 КЗоТ Российской Федерации;

    Примечание. Кодекс законов о труде РФ утратил силу с 1 февраля 2002 года в связи с принятием Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.


    ст.ст. 1, 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

  3. Право граждан на выбор страховой медицинской организации: ст. 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
  4. Право граждан на выбор лечебно-профилактического учреждения: ст. 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
  5. Право граждан на выбор врача: ст. 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
  6. Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи: ст.ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации; ст.ст. 66, 67, 68 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; ст. 6 Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; ст. 45 Федерального закона «О лекарственных средствах».
  7. Право граждан на государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств: ст. 42 Федерального закона «О лекарственных средствах»; п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 30.07.94 N 890.
  8. Право женщин на планирование семьи и регулирование репродуктивной функции: ст.ст. 35, 36, 37 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
  9. Право граждан на проведение экспертизы: раздел IX Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
  10. Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия: ст. 48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
  11. Право граждан на трансплантацию органов: Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека»; ст. 47 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
  12. Право граждан на охрану здоровья при распространении рекламы: ст. 5 Федерального закона «О рекламе»; ст. 44 Федерального закона «О лекарственных средствах»; Указ Президента Российской Федерации от 17.02.95 N 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы».
  13. Право на охрану здоровья граждан, страдающих психическими заболеваниями: Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
  14. Право на охрану здоровья граждан, страдающих ВИЧ-инфекцией: Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека».
  15. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья: ст. 69 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; Федеральный закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
  16. Права пациента: ст.ст. 30, 31, 32, 33, 34, 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В соответствии со ст. 30 при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на: 1) уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; 2) выбор врача, в том числе семейного и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; 3) обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 4) проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов; 5) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами; 6) сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, в соответствии со статьей 61 настоящих Основ; 7) информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии со статьей 32 настоящих Основ; 8) отказ от медицинского вмешательства в соответствии со статьей 33 настоящих Основ; 9) получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья в соответствии со статьей 31 настоящих Основ, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; 10) получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования; 11) возмещение ущерба в соответствии со статьей 68 настоящих Основ в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи; 12) допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав; 13) допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения. В случае нарушения прав пациента он может обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации и лицензионные комиссии либо в суд.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ФОНДОВ ОМС И СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАН О ПРАВАХ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

В целях обеспечения информированности граждан о правах при оказании медицинской помощи возможны следующие направления работы страховых медицинских организаций и территориальных фондов ОМС: 1. Работа с обращениями граждан.
2. Работа со средствами массовой информации. 3. Выпуск наглядных материалов (календари, брошюры и т.д.). 4. Размещение информации о правах пациентов в медицинских учреждениях, страховых медицинских организациях, территориальных фондах ОМС. 1. Работа с обращениями граждан
Работа с обращениями граждан в территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях проводится в соответствии с Приказом Федерального фонда ОМС от 28 марта 1997 г. N 35 «Об организации работы с письмами, жалобами и предложениями граждан». До сведения застрахованного населения должны быть доведены адреса и телефоны страховых медицинских организаций, отделов по защите прав граждан территориальных фондов ОМС и их филиалов. В территориальных фондах ОМС и страховых медицинских организациях должны быть определены часы приема населения руководителями этих организаций. Обращения должны фиксироваться в журналах учета обращений граждан. В целях изучения мнения населения об уровне оказания медицинской помощи периодически необходимо организовывать мероприятия по типу «горячей линии», «открытого телефона» с последующим анализом обращений в средствах массовой информации. 2. Работа со средствами массовой информации Работа со средствами массовой информации может вестись по следующим направлениям: — публикация информации о правах граждан в области охраны здоровья; — комментарии врачей, экономистов, юристов по конкретным обращениям граждан; — публикации отчетов территориальных фондов ОМС о результатах работы по защите прав застрахованных, в том числе по судебной практике; — публикации номеров телефонов «горячей телефонной линии» и расписания приема граждан в ТФОМС и СМО. 3. Выпуск наглядных материалов
Для обеспечения информированности каждого гражданина о правах в области охраны здоровья возможно применение методов рекламной информации. При этом информацию о правах целесообразно сочетать с часто используемыми сведениями (расписание поездов, автобусов, календари, схемы метро и др.). Кроме этого, возможно издание брошюр по различным аспектам прав граждан в области охраны здоровья. 4. Информация о правах пациентов в медицинских учреждениях Одним из важнейших условий информирования населения о правах в области охраны здоровья является наличие данной информации в медицинских учреждениях. Информация о правах пациента в соответствии со ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан должна быть обязательно представлена в регистратурах и холлах амбулаторно-поликлинических учреждений, в приемных отделениях и сестринских постах — в стационарах. Кроме этого, поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» на территориальные фонды ОМС возложена реализация государственной политики в области обязательного медицинского страхования, территориальные фонды ОМС обязаны контролировать исполнение страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями функции информирования населения. Вместе с тем нельзя ограничиваться только организацией работы по информированности населения. Медицинские работники, в том числе руководители медицинских учреждений, должны иметь полную информацию о законодательстве Российской Федерации по охране здоровья граждан и ответственности медицинских работников при оказании медицинской помощи.


Exit mobile version