Об исполнении бюджета ФФОМС за 2004 год см. Федеральный закон от 22.12.2005 N 172-ФЗ.
Вступил в силу с 1 января 2004 года (статья 8 данного документа). Текст документа
6 декабря 2003 года N 155-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О БЮДЖЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 2004 ГОД
Принят
Государственной Думой
18 ноября 2003 года
Одобрен
Советом Федерации
26 ноября 2003 года
Статья 1
- Утвердить бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее — Фонд) на 2004 год по доходам в сумме 6406,2 млн. рублей, по расходам в сумме 6391,2 млн. рублей.
- Определить источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2004 год согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.
Статья 2
Установить, что доходы бюджета Фонда на 2004 год формируются за счет налогов и иных поступлений в объемах согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
Статья 3
Утвердить структуру расходов бюджета Фонда на 2004 год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.
Статья 4
Установить, что субвенции в случае их нецелевого использования подлежат возврату в бюджет Фонда в сроки, устанавливаемые правлением Фонда.
Статья 5
- Установить нормированный страховой запас финансовых средств Фонда на 2004 год в размере 400 млн. рублей. Указанные средства резервируются на случай возникновения критических ситуаций с финансированием программ обязательного медицинского страхования и не являются свободными финансовыми средствами.
- Формирование и расходование средств нормированного страхового запаса финансовых средств Фонда осуществляются в порядке, определяемом правлением Фонда.
Статья 6
Установить, что до 10 процентов средств бюджета Фонда по виду расходов «Расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас» направляется на финансирование региональных целевых программ по охране материнства и детства.
Статья 7
Установить, что средства, поступающие в 2004 году в бюджет Фонда сверх сумм, установленных настоящим Федеральным законом, направляются в размерах, определяемых правлением Фонда, на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая финансирование региональных целевых программ по охране материнства и детства, а также на финансирование целевых программ оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Статья 8
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
6 декабря 2003 года
N 155-ФЗ
Приложение N 1
к Федеральному закону
«О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского
страхования на 2004 год»
ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 2004 ГОД
Код бюджетной Наименование источника средств Размер средств классификации (млн. рублей) Российской Федерации
13000 Изменение остатков средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования +15,0 13001 Остатки средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на начало года 10,0 13002 Остатки средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на конец года 25,0
Приложение N 2
к Федеральному закону
«О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского
страхования на 2004 год»
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 2004 ГОД
Код бюджетной Наименование дохода Сумма классификации (млн. рублей)
Российской Федерации
1000000 Налоговые доходы, всего 6 406,2
1010500 Единый социальный налог 6 200,0
1010530 Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 6 200,0 1030100 Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 87,9 1030110 Единый налог, распределяемый по уровням бюджетной системы Российской Федерации 87,9 1030200 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 78,1 1030300 Единый сельскохозяйственный налог 1,0 1400312 Недоимка, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 39,2 Всего доходов 6 406,2
Приложение N 3
к Федеральному закону
«О бюджете Федерального фонда
обязательного медицинского
страхования на 2004 год»
СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 2004 ГОД
Наименование Мин Рз ПР ЦСР ВР Сумма (млн. рублей)
Государственное
управление и местное
самоуправление 394 01 46,9
Функционирование
внебюджетных фондов 394 01 08 46,9
Аппарат органов
государственных
внебюджетных фондов 394 01 08 068 46,9
Денежное содержание
аппарата 394 01 08 068 027 22,2
Расходы на содержание
аппарата 394 01 08 068 029 24,7
Международная
деятельность 394 03 1,0
Международное
сотрудничество 394 03 01 1,0
Расходы в сфере
международной
деятельности 394 03 01 131 1,0
Прочие расходы,
не отнесенные к другим
видам расходов 394 03 01 131 397 1,0
Фундаментальные
исследования
и содействие научно —
техническому прогрессу 394 06 4,0
Разработка перспективных
технологий
и приоритетных
направлений научно —
технического прогресса 394 06 02 4,0
НИОКР 394 06 02 281 4,0
Другие НИОКР 394 06 02 281 216 4,0
Образование 394 14 3,0
Переподготовка
и повышение квалификации 394 14 05 3,0
Ведомственные расходы
на переподготовку
и повышение квалификации 394 14 05 404 3,0
Прочие учреждения
и мероприятия в области
образования 394 14 05 404 272 3,0
Средства массовой
информации 394 16 2,6
Прочие средства
массовой информации 394 16 03 2,6
Расходы за счет средств
Федерального фонда
обязательного
медицинского страхования 394 16 03 427 2,6
Расходы Федерального
фонда обязательного
медицинского страхования
на информационно —
публицистическую
деятельность 394 16 03 427 931 2,6
Здравоохранение
и физическая культура 394 17 6 333,7
Обязательное медицинское
страхование 394 17 04 6 333,7
Расходы за счет средств
Федерального фонда
обязательного
медицинского страхования 394 17 04 427 6 333,7
Расходы Федерального
фонда обязательного
медицинского страхования
на компьютеризацию
системы обязательного
медицинского страхования 394 17 04 427 930 40,0
Расходы Федерального
фонда обязательного
медицинского страхования
на финансирование
целевых программ
оказания медицинской
помощи по обязательному
медицинскому страхованию 394 17 04 427 932 690,0
Расходы на выравнивание
финансовых условий
деятельности
территориальных фондов
обязательного
медицинского страхования
в рамках базовой
программы обязательного
медицинского
страхования, включая
нормированный страховой
запас 394 17 04 427 933 5 602,2
Расходы Федерального
фонда обязательного
медицинского страхования
на проведение
региональных совещаний
и конференций 394 17 04 427 934 1,5
Всего расходов 394 6 391,2
«Главный врач», 2003, N 6
АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
- АНАЛИЗ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ ИЗ БЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
В настоящее время около половины доходов учреждений здравоохранения обеспечивается за счет бюджетных источников. Вторая половина зарабатывается учреждениями у страховых компаний фондов ОМС и в небольшой части — предоставлением медицинских услуг на платной основе гражданам, по договорам с юридическими лицами, по программам ДМС. Учитывая масштабы бюджетного финансирования, анализ обеспеченности учреждений финансовыми ресурсами должен начинаться с анализа обеспеченности за счет средств бюджета. Процесс выделения бюджетных средств состоит из: — составления и утверждения соответствующей, бюджетной части общей сметы доходов учреждения; — фактического финансирования учреждения из бюджета; — расходов учреждения (кассовых и фактических). При анализе бюджетного финансирования необходимо иметь: 1) плановые расчеты расходов учреждения, которые должны финансироваться из бюджетных источников; 2) утвержденную смету расходов;
3) отчет об исполнении сметы.
Плановые расчеты должны быть проверены на корректность: соблюдены требования бюджетного нормирования? Как известно, в бюджетной сфере жестко формируются расходы на оплату труда, транспортные услуги, коммунальные услуги, питание и др. В тех случаях, когда расходы не подлежат бюджетному нормированию, следует проанализировать логику их обоснования для включения в смету. — Насколько она убедительна? Анализ обеспеченности бюджетными средствами проводится на основании отчета об исполнении сметы в целом и по каждой статье (коду) в отдельности. Для этого можно составить аналитическую табл. 1, в которой содержатся сведения о необходимых расходах, подтвержденных расчетами, об утвержденных сметных назначениях и фактически полученных бюджетных средствах. При этом необходимо учитывать, что с переходом на казначейское исполнение бюджетов в графе «Профинансировано за отчетный период» отражается не величина денежных средств, перечисленных на текущий счет учреждения в банке, а сумма средств, направленная на оплату платежных документов учреждения со счетов казначейства, которое осуществляет обслуживание и контроль за расходами учреждения. Анализ поступления средств следует проводить не только по итоговым цифрам, но и в динамике, с учетом поквартальной разбивки. Следует иметь в виду, что потребность в бюджетных средствах и плановые назначения могут уточняться в течение года. Это связано с возможными изменениями в оплате труда, тарифов на коммунальные услуги и т.п.
Таблица 1
Анализ поступления бюджетных средств с поквартальной разбивкой
На I квартал
Код статьи Наименование Утверждено Отклонение (+/-) Профинанси- Отклонение (+/-)
статьи по смете (гр. 3 — гр. 4) ровано (гр. 4 — гр. 6)
Всего
Таблица 2
Уточнение сметы расходов
Период Официальное уточнение Уточнение с учетом Уточнение с учетом уточнения сметы изменения курса изменения индекса доллара потребительских цен сумма уточнен- коэффициент темп изме- уточ- темп роста уточнен- по ная сумма уточнения нений курса ненная индекса ная смете доллара сумма сумма
Заполнение табл. 2 позволяет определить суммы скрытого недофинансирования (перефинансирования с учетом роста курса доллара и индекса потребительских цен). Следует отметить, что бюджетные средства должны выделяться своевременно и непрерывно. Средства на заработную плату должны перечисляться ко дню ее выплаты, для расчетов с подрядчиком за работы по капитальному ремонту — к моменту сдачи объектов и т.д. Поэтому при анализе финансирования сроки поступления денежных средств на текущие счета учреждений (оплаты платежных поручений учреждений со счетов казначейства) сопоставляют со сроками производства расчетных операций. Таким образом, подытоживая анализ достаточности выделения бюджетных средств, следует ответить на следующие вопросы: — отвечает ли утвержденная смета расходов расчетной потребности в финансовых ресурсах в целом и в разрезе отдельных статей сметы?; — соответствуют ли объемы профинансированных сумм утвержденным по смете в целом и в разрезе отдельных статей?; — производилась ли корректировка сметы и насколько она соответствовала изменившимся потребностям?; — была ли обеспечена равномерность поступления средств по кварталам и к моменту произведения расчетов?
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИЗ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
(ОМС, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)
Начинается анализ внебюджетных средств с оценки потребности ЛПУ в этих средствах. Для этого определяются мероприятия, обеспечивающие деятельность учреждения, которые не финансируются из бюджета, и рассчитываются необходимые расходы на эти мероприятия. При определении расходов за счет средств ОМС следует использовать весь объем бюджетного нормирования, разработанного для здравоохранения. Таким образом, определяется расчетный минимальный уровень доходов из внебюджетных источников, который должен обеспечить деятельность учреждения с учетом уставной деятельности и муниципальные заказы. Планируемый уровень доходов по смете для внебюджетных средств не должен быть ниже расчетной минимальной планки. На следующем этапе оценивается выполнение плана (сметы) по доходам из фондов ОМС и по предпринимательской деятельности по видам деятельности и в разрезе структурных подразделений.
Таблица 3
Состав и структура внебюджетных доходов в разрезе видов деятельности и структурных подразделений
Источник внебюджетных Доход по смете Доход по отчету Отклонение
средств (план) (факту) факта от плана по доходу сум- удельный сум- удельный в абсо- в % ма вес в ма вес лютных общей цифрах сумме
ОМС-средства:
- по ЛПУ, в целом, по всем СК ОМС;
- по ЛПУ, в целом, по СК «Макс»;
- по ЛПУ, в целом, по «Темпора»;
- по стационару, по всем СК ОМС;
- по КДЦ, по всем СК ОМС. Предпринимательская деятельность:
- по ЛПУ, по всем видам;
- по ЛПУ, за платные услуги;
- по ЛПУ, за ДМС-услуги и т.п. Аренда ….
Всего 100 100
Изучение доходов по каждому структурному подразделению и каждому внебюджетному источнику позволяет выявить наиболее доходные виды деятельности и структурные подразделения. (При этом следует понимать, что доходные виды деятельности не всегда бывают прибыльными.) Учитывая, что страховые компании ОМС и плательщики по предпринимательской деятельности не всегда вовремя и сполна производят расчеты по счетам учреждения, важно оценить своевременность расчетов и наличие задолженности, которая должна подсчитываться как минимум один раз в квартал.
Таблица 4
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности по видам деятельности
Плательщик Состояние на конец Ожидаемый платеж за Оплачено Отклонение в
предыдущего отчетного предоставленные услуги по факту абс. цифрах периода в отчетный период СК "Макс" 110000 120000 - 110000
Всего
Заканчивая анализ доходов по внебюджетным средствам, следует ответить на следующие вопросы: — правильно ли были определены заложенные в смету доходы из внебюджетных источников для обеспечения уставной деятельности ЛПУ в рамках госзаказа? — выполнен ли план по доходам? Если не выполнен, то за счет чего? В заключение анализа обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами должен быть дан ответ на вопрос: имеется ли в данном ЛПУ дефицит финансовых ресурсов? И если он имеется, то какова его величина в абсолютных цифрах и в процентах и каковы причины его образования? Для ответа на этот вопрос необходимо сравнить минимально необходимый уровень расходов для обеспечения уставной деятельности ЛПУ, вне зависимости от того, из какого источника они финансируются, и фактический уровень доходов из всех источников (бюджетное финансирование, внебюджетные средства ОМС и предпринимательская деятельность).
Таблица 5
Обеспеченность ЛПУ финансовыми ресурсами
Необходимый уровень расходов
Наименование расходов Покрываемый Покрываемый Покрываемый доходами
по кодам статей и их бюджетным средствами от предпринимательской наименования финансированием ОМС деятельности план факт план факт план факт
Главный бухгалтер
О.КАЗАРНОВСКАЯ