Recipe.Ru

Статья. «Сейчас решение об отмене регистрации субстанций было бы, как минимум, преждевременным» (О.Сергеева) («Фармацевтический вестник», 2009, N 38)

«Фармацевтический вестник», 2009, N 38

СЕЙЧАС РЕШЕНИЕ ОБ ОТМЕНЕ РЕГИСТРАЦИИ СУБСТАНЦИЙ БЫЛО БЫ, КАК МИНИМУМ, ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫМ

В 2008-2009 гг. Росздравнадзор в рамках госконтроля и мониторинга качества забраковал 31 серию (14 торговых наименований) фармсубстанций отечественного производства и 24 серии (14 торговых наименований) импортных субстанций. В общей сложности это 2% продукции, представленной на контроль. За этот же период было выявлено 10 наименований субстанций, происхождение которых не удалось подтвердить (метронидазол, преднизолон, ранитидин, парацетамол, ацетилсалициловая кислота, метамизол, нифедипин, панкреатин, глицин, желчь крупного рогатого скота). Из обращения было изъято 233 серии субстанции перечисленных наименований и 1303 серии препаратов, изготовленных из этих субстанций. Обеспечение и контроль качества субстанций — не только российская, но и общемировая проблема. Если в России споры ведутся в основном по поводу того, стоит отменять регистрацию фармсубстанций или нет, то в ЕС вопрос поставили более широко — борьба с нестандартными и фальсифицированными субстанциями в условиях глобализирующегося мира. С тем, что российскую систему нужно менять, — согласны все. Одни выступают за полную отмену регистрации субстанций, которая ставит российских производителей в неравные условия по отношению к зарубежным, и предлагают на ее месте создать систему контроля и обеспечения качества субстанций, напоминающую европейскую (с непременным, как ЕС, аудитом производственных площадок). Другие, остерегаясь наплыва дешевой азиатской продукции, предлагают сначала создать такую систему, а необходимость в регистрации тогда отпадет сама собой. Третьи, тоже считающие европейскую модель оптимальной, напоминают, что, хоть она и хороша, но для России пока непригодна, поскольку у Росздравнадзора нет возможности инспектировать производственные площадки в глобальном масштабе, а у российских производителей — модернизировать производства для обеспечения полномасштабного входного контроля сырья, и предлагают ограничиться максимальным упрощением процедуры регистрации, чтобы и развитие рынка не тормозить, и население оградить от некачественных препаратов. У так полюбившейся и противникам, и сторонникам отмены регистрации субстанций европейской модели — свои проблемы, Недавно специалисты Европейского медицинского агентства (ЕМЕА) пришли к выводу, что большинство субстанций, ввозимых в ЕС из Азии, производится на предприятиях, которые никогда не инспектировались Европейским директоратом по качеству ЛС и медицинской продукции Совета Европы (ЕДКЛС) в рамках процедуры сертификации субстанций на соответствие требованиям Европейской фармакопеи. Это при том, что в ЕС около 80% всех препаратов производится с использованием субстанций индийского и китайского происхождения. Структура производства субстанций за последние 25 лет полностью трансформировалась — произошел стремительный перенос производства большинства субстанций в Азию. Агентства лекарственных препаратов стран ЕС оперативно не перестроились и, как следствие, не располагают информацией об импортерах субстанций, отмечают эксперты. В декабре 2007 г. большинство членов Европарламента подписали декларацию о необходимости более строгого контроля за субстанциями. Не все гладко оказалось и в США, регуляторные органы которых такой информацией располагали, но за качеством субстанций уследить не смогли. Конгресс США подверг критике FDA за то, что оно не уберегло американцев от опасных субстанций: в 2008 г. от отравления гепарином умерло более 150 человек. Еще до этого случая Еврокомиссия, ЕМЕА и FDA предупреждали о том, что в условиях глобализации необходимы новые меры для борьбы с нестандартными и фальсифицированными субстанциями.

Законопроект «Об обращении ЛС», внесенный в Правительство РФ, предусматривает отказ от регистрации субстанций. Могут ли в связи с этим возникнуть проблемы с обеспечением и контролем качества фармсубстанций, «ФВ» решил выяснить в рамках импровизированного «круглого стола» у советника руководителя Росздравнадзора Александра Малина, генерального директора Ассоциации российских фармпроизводителей (АРФП) Виктора Дмитриева, зам. генерального директора «СИА Интернейшнл» Вадима Белоножко и генерального директора компании «Активный компонент» Александра Семенова.

«Круглый стол» вела
О.СЕРГЕЕВА
Подписано в печать
24.11.2009


Exit mobile version