Recipe.Ru

Статья. «О необходимости разработки Федерального закона «Об обеспечении качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации» (Д.В.Пивень, И.С.Кицул) («Менеджер здравоохранения», 2009, N 11)

«Менеджер здравоохранения», 2009, N 11

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Уважаемые коллеги, в настоящее время тема обеспечения качества медицинской помощи и связанные с этим проблемы является одной из ключевых в здравоохранении Российской Федерации. В связи с этим предлагаем всем заинтересованным специалистам и организациям обсудить вопрос о необходимости принятия соответствующего закона и подготовленный нами в качестве стартового объекта проект федерального закона «Об обеспечении качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации». Полагаем, что целесообразность принятия федерального закона «Об обеспечении качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации» продиктована следующими причинами. 1. Задача предоставления населению Российской Федерации только качественной медицинской помощи является основной для отечественного здравоохранения, при этом само качество медицинской помощи также должно повышаться в непрерывном режиме. Несмотря на это, ни один из действующих медико-социальных законов в России не декларирует качество как основную характеристику медицинской помощи. 2. В Российской Федерации на законодательном уровне не закреплено, что такое качество медицинской помощи, что включает в себя его обеспечение, что влияет или может влиять на качество, не определены субъекты обеспечения качества медицинской помощи, а соответственно и полномочия в этой сфере. В итоге не сформирован системный подход к вопросам нормативно-правового регулирования в области обеспечения качества медицинской помощи. В результате не определены четкие постановочные задачи перед органами управления здравоохранением и медицинскими организациями, планирование работы в области обеспечения качества либо отсутствует, либо носит спорадический характер. 3. Сегодня в здравоохранении Российской Федерации сформирована сложная и достаточно мощная система контроля качества медицинской помощи, необходимость которой не вызывает сомнений. В этой связи следует отметить, на наш взгляд, удачный и весьма своевременный закон о контроле качества медицинской помощи, принятый в конце 2008 г. в Санкт-Петербурге, ряд положений которого нашли свое отражение и в предлагаемом ниже законопроекте «Об обеспечении качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации». Все это хорошо. Но, к сожалению, на фоне становления мощной системы контроля качества медицинской помощи у значительной части медицинского сообщества страны сформировалось мнение, что обеспечение качества — это и есть, прежде всего, контроль. Да, контроль является необходимым, но далеко не единственным и не самым главным компонентом системы обеспечения качества. Только развивая систему контроля, мы, так или иначе, будем делать акцент на выявлении, а не на предупреждении недостатков, что противоречит общепринятой в мире теории качества. Известно, что задача обеспечения качества медицинской помощи многокомпонентна. В этой связи необходимо не только законодательно закрепить данную многокомпонентность, но и показать обеспечение качества медицинской помощи в России как систему, тогда будут ясны и механизмы управления качеством медицинской помощи. 4. В нашем обществе сложилось устойчивое мнение, что качество медицинской помощи зависит, прежде всего, от тех, кто ее оказывает, то есть от медицинских работников. Однако это далеко не так, что особенно заметно на фоне объективно нарастающих требований технологического перевооружения отрасли. В результате ответственность органов власти, во многом влияющих на обеспечение качества медицинской помощи, неоправданно занижена. 5. Крайне важно формирование правовых механизмов, обеспечивающих повышение качества медицинской помощи в частной системе здравоохранения. В настоящее время в частном здравоохранении указанные механизмы, за исключением упомянутых выше контрольных и надзорных со стороны государства, практически отсутствуют. 6. В связи с поставленной задачей инновационного развития вопросы постоянного качественного роста в здравоохранении приобретают особую актуальность, требуют законодательного закрепления и формирования соответствующих правовых условий, способствующих повышению качества медицинской помощи на всех этапах ее оказания. Что же нового содержит предлагаемый законопроект? 1. Предлагается рассматривать обеспечение качества медицинской помощи как конкретную систему, включающую в себя вполне определенные компоненты. 2. Предлагается определить субъекты обеспечения качества медицинской помощи. Должно быть ясно, кого конкретно касается данный закон и его положения. 3. Предлагается определить полномочия в области обеспечения качества между уровнями власти. 4. Предлагается определить принципы формирования критериев качества медицинской помощи на определенной территории, в определенной медицинской организации, у определенного врача, определенному больному. 5. Предлагается четко определить, что включает в себя качество ресурсов в здравоохранении, и от кого оно зависит. При этом максимально ясно должна быть показана ответственность органов власти за данный компонент системы обеспечения качества. 6. Предлагается законодательно закрепить механизм страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Как известно, данный инструмент в отечественном здравоохранении, в отличие от большинства развитых стран, сегодня не имеет развития. 7. Предлагается законодательно закрепить, что все требования по обеспечению качества медицинской помощи, а не только в части его контроля, обязательны и для частной системы здравоохранения. 8. Предлагается законодательно закрепить обязательное участие частных медицинских организаций в саморегулируемых организациях как «внутренний» механизм обеспечения качества медицинской помощи в частном секторе. 9. Предлагается законодательно уполномочить государственный орган по надзору и контролю в сфере здравоохранения вести реестр саморегулируемых медицинских организаций и контролировать их деятельность. 10. Предлагается определить полномочия по финансовому обеспечению качества медицинской помощи. В представленном законопроекте не раскрываются положения, которые уже достаточно подробно изложены в других законодательных актах. Например, права пациента подробно изложены в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Представленный законопроект как раз и предлагает конкретизировать и закрепить дополнительные механизмы реализации и обеспечения данных прав. Авторы прекрасно понимают все издержки предлагаемого для обсуждения законопроекта с позиций юридической техники. Однако мы убеждены, что идеология медицинских законов должна формироваться, прежде всего, специалистами в сфере здравоохранения, а когда указанная идеология сформирована, тогда и необходимо качественное юридическое обеспечение. Приглашаем всех к обсуждению заявленной темы.

ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона 1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением в медицинских организациях Российской Федерации деятельности по обеспечению качества медицинской помощи, оказываемой гражданам, устанавливает задачи и принципы обеспечения качества медицинской помощи, определяет полномочия субъектов обеспечения качества медицинской помощи. 2. Целями настоящего Закона являются:
— обеспечение в Российской Федерации права граждан на охрану здоровья путем улучшения качества медицинской помощи на основе постоянного совершенствования ресурсной и технологической оснащенности здравоохранения, эффективного управления оказанием медицинской помощи, предупреждения и устранения причин несоблюдения медицинских технологий и причин неэффективного использования кадровых, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов здравоохранения и медицинского страхования; — наиболее полное удовлетворение потребностей населения Российской Федерации в качественной медицинской помощи; — совершенствование правовых гарантий обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации; — осуществление контроля за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным требованиям, правилам, порядкам, регламентам, стандартам медицинской помощи, нормативным правовым актам, устанавливающим критерии качества, содержание и объем медицинской помощи. 3. Обеспечение качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами муниципальных образований.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия: — качество медицинской помощи — система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи на определенной территории, в определенной медицинской организации, у определенного врача, отдельному больному; — контроль качества медицинской помощи — деятельность по проверке, оценке и анализу соответствия качества оказываемой медицинской помощи установленным требованиям, правилам, регламентам, порядкам, стандартам медицинской помощи и нормативным правовым актам, устанавливающим критерии качества, содержание и объем медицинской помощи; — критерии качества медицинской помощи — требования и показатели, позволяющие определить качество медицинской помощи на определенной территории, в определенной медицинской организации, у определенного врача, отдельному больному; — медицинские организации — организации независимо от форм собственности, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с действующим законодательством; — медицинская помощь — комплекс профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных, протезно-ортопедических, зубопротезных и связанных с ними организационных мероприятий, проводимых медицинскими работниками пациентам с целью сохранения, продления и повышения качества их жизни, сохранения и улучшения состояния их здоровья; — медицинские технологии — совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, с помощью которых данные методы осуществляются; — обеспечение качества медицинской помощи — деятельность, направленная на выполнение требований к качеству медицинской помощи на определенной территории, в определенной медицинской организации, у определенного врача, отдельному больному; — оценка качества медицинской помощи — методика оценки качества выполнения медицинской помощи на основании утвержденных критериев; — потребности в медицинской помощи — потребности в профилактических, диагностических, лечебных, реабилитационных, протезно-ортопедических, зубопротезных и связанных с ними организационных мероприятиях, проводимых медицинскими работниками пациентам с целью сохранения, продления и повышения качества их жизни, сохранения и улучшения состояния их здоровья; — система обеспечения качества медицинской помощи — система мер, реализация которых направлена на выполнение требований к качеству медицинской помощи на определенной территории, в определенной медицинской организации, у определенного врача, отдельному больному; — специалист по контролю качества медицинской помощи — врач, имеющий специальную подготовку в области контроля качества медицинской помощи.

Статья 3. Система обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации Система обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации включает меры по: — обеспечению прав пациента;
— обеспечению прав медицинских работников; — обеспечению качества ресурсов здравоохранения Российской Федерации; — обеспечению качества медицинских, организационных, финансово-экономических и иных технологий, используемых в медицинских организациях Российской Федерации; — предупреждению, профилактике заболеваний, развитию сберегающих здоровье технологий; — планированию деятельности по обеспечению качества медицинской помощи и определению ее критериев на определенной территории, в определенной медицинской организации, у определенного врача, отдельному больному; — мотивации работников здравоохранения; — контролю качества медицинской помощи; — саморегулированию и самоконтролю;
— обеспечению надлежащих условий оказания медицинской помощи.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи относятся: а) принятие законов в области обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации; б) осуществление контроля за исполнением настоящего Закона и других законов в области обеспечения качества медицинской помощи; в) осуществление государственной политики Российской Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи; г) разработка и принятие требований, регламентов, порядков, правил, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по обеспечению качества медицинской помощи в Российской Федерации и осуществление контроля за их выполнением; д) финансовое обеспечение мер по обеспечению качества специализированной, в том числе высокотехнологичной (дорогостоящей), медицинской помощи; е) анализ деятельности в сфере обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации; ж) разработка и реализация программ и проектов с целью повышения качества медицинской помощи в Российской Федерации; з) разработка и реализация мер, направленных на усиление мотивации медицинских работников федеральных медицинских учреждений к повышению качества оказываемой ими медицинской помощи; и) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи К полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи относятся: а) принятие законов в области обеспечения качества медицинской помощи в субъекте Федерации; б) осуществление контроля за исполнением настоящего закона и других законов в области обеспечения качества в субъекте Федерации; в) осуществление государственной политики в сфере обеспечения качества медицинской помощи в субъекте Федерации; г) разработка и принятие требований, регламентов, порядков, правил, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по обеспечению качества медицинской помощи в субъекте Федерации и осуществление контроля за их выполнением; д) финансовое обеспечение мер по обеспечению качества специализированной медицинской помощи, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения субъекта Федерации; ж) анализ деятельности в сфере обеспечения качества медицинской помощи в субъекте Федерации, разработка и реализация мер по его совершенствованию; з) разработка и реализация программ и проектов с целью повышения качества медицинской помощи в субъекте Федерации; и) разработка и реализация мер, направленных на усиление мотивации медицинских работников государственных учреждений здравоохранения и медицинских учреждений субъекта Федерации к повышению качества, оказываемой ими медицинской помощи; к) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Федерации.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения качества медицинской помощи К полномочиям органов местного самоуправления в области обеспечения качества медицинской помощи относятся: а) принятие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по обеспечению качества первичной медико-санитарной помощи в муниципальных медицинских учреждениях и осуществление контроля за их выполнением; в) финансовое обеспечение мер по обеспечению качества первичной медико-санитарной помощи; г) анализ деятельности в сфере обеспечения качества медицинской помощи в муниципальных медицинских учреждениях, разработка и реализация мер по его совершенствованию; д) разработка и реализация программ и проектов с целью повышения качества медицинской помощи в муниципальном здравоохранении; е) разработка и реализация мер, направленных на усиление мотивации медицинских работников муниципальных медицинских учреждений к повышению качества оказываемой ими медицинской помощи; ж) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Федерации, нормативными правовыми актами, органом местного самоуправления.

Статья 7. Принципы осуществления государственной политики в сфере обеспечения качества медицинской помощи 1. Государственная политика в сфере обеспечения качества медицинской помощи осуществляется в соответствии со следующими принципами: а) главенствование интересов пациента и его законных представителей при оказании медицинской помощи; б) удовлетворенность пациента и его законных представителей качеством медицинской помощи; в) обязательность обеспечения качества медицинской помощи при ее оказании в соответствии с требованиями настоящего закона, иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Федерации и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, нормативными правовыми актами муниципальных образований; г) доступность и своевременность качественной медицинской помощи для населения; д) непрерывный характер повышения качества медицинской помощи; е) инновационный характер развития медицинской помощи; ж) системность, комплексность и взаимосвязь всех компонентов обеспечения качества медицинской помощи; з) максимально возможная безопасность для пациента при получении медицинской помощи. 2. Реализация государственной политики Российской Федерации в области обеспечения качества медицинской помощи направлена на: а) наиболее полное удовлетворение потребностей населения в качественной и доступной медицинской помощи; б) повышение ресурсной и технологической оснащенности медицинских организаций; в) эффективное использование кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и медицинского страхования; г) повышение качества медицинских кадров; д) уменьшение частоты случаев оказания медицинской помощи с нарушениями установленных требований, негативно влияющими на состояние здоровья пациента; е) разработку и реализацию медицинских, организационных, финансово-экономических и других мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего качества медицинской помощи.

Статья 8. Субъекты обеспечения качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации Субъектами обеспечения качества медицинской помощи в здравоохранении Российской Федерации являются: — органы государственной и муниципальной власти в пределах, установленных действующим законодательством полномочий; — государственные внебюджетные фонды в пределах, установленных действующим законодательством полномочий; — уполномоченные в соответствии с действующим законодательством органы надзора и контроля в сфере здравоохранения; — медицинские организации;
— саморегулируемые организации в сфере здравоохранения; — образовательные медицинские организации; — медицинские работники;
— профессиональные медицинские ассоциации; — страховые медицинские организации;
— пациенты;
— общественные организации пациентов.

Статья 9. Критерии качества медицинской помощи 1. Критерии качества медицинской помощи на определенной территории включают: — показатели здоровья населения, проживающего на соответствующей территории, и его удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи; — показатели деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь населению соответствующей территории; — требования, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Федерации, органов местного самоуправления в области качества медицинской помощи. Критерии качества медицинской помощи на определенной территории в соответствии с действующим законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами устанавливают государственные (муниципальные) органы исполнительной власти. 2. Критерии качества медицинской помощи в определенной медицинской организации включают: — показатели здоровья населения, получающего медицинскую помощь в данной медицинской организации, и его удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи в данной медицинской организации; — показатели деятельности медицинской организации по оказанию медицинской помощи; — требования, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в области качества медицинской помощи. Критерии качества медицинской помощи для подведомственных медицинских организаций в соответствии с действующим законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами устанавливают государственные (муниципальные) органы исполнительной власти, руководители самих медицинских организаций. Медицинские организации частной системы здравоохранения, осуществляющие медицинскую деятельность в установленном законом порядке, самостоятельно устанавливают критерии качества медицинской помощи. Для медицинских организаций-членов саморегулируемых организаций критерии качества медицинской помощи устанавливаются в соответствии с действующим законодательством. 3. Критерии качества медицинской помощи у определенного врача включают: — показатели здоровья пациентов, получающих медицинскую помощь у данного врача, и их удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи у данного врача; — показатели деятельности врача по оказанию медицинской помощи; — требования, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в области качества медицинской помощи. Критерии качества медицинской помощи для определенного врача в соответствии с действующим законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами устанавливают руководители медицинских организаций. Для врачей-членов саморегулируемых организаций критерии качества медицинской помощи устанавливаются в соответствии с действующим законодательством. 4. Критерии качества медицинской помощи отдельному больному включают: — показатели здоровья данного пациента, полученные в ходе (результате) оказания медицинской помощи, и его удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи; — требования, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами в области качества медицинской помощи. Критерии качества медицинской помощи отдельному больному устанавливаются в соответствии с действующим законодательством. При определении критериев качества медицинской помощи отдельному больному обязательно учитываются его индивидуальные особенности и условия течения заболевания.

Статья 10. Право пациентов на получение качественной и доступной медицинской помощи 1. Обеспечение прав пациентов, предусмотренных действующим законодательством, является главным компонентом системы обеспечения качества медицинской помощи в Российской Федерации. 2. Право пациентов на получение качественной и доступной медицинской помощи обеспечивается органами власти Российской Федерации, органами власти субъекта Федерации, органами местного самоуправления, медицинскими организациями и иными уполномоченными органами и организациями в соответствии с действующим законодательством.

Статья 11. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников 1. Органы власти Российской Федерации, органы власти субъекта Федерации, органы местного самоуправления осуществляют страхование профессиональной ответственности медицинских работников. Порядок и размер страхования профессиональной ответственности медицинских работников самостоятельно определяются соответствующими органами власти в пределах установленных законодательством полномочий. 2. Медицинские организации частной системы здравоохранения самостоятельно определяют порядок и размеры страхования профессиональной ответственности медицинских работников. 3. Саморегулируемые организации в сфере здравоохранения устанавливают порядок и размеры страхования профессиональной ответственности медицинских работников — членов саморегулируемых организаций в соответствии с действующим законодательством.

Статья 12. Обеспечение качества ресурсов здравоохранения 1. Ресурсы здравоохранения включают кадровые, финансовые, материально-технические и информационные ресурсы. Обеспечение качества ресурсов здравоохранения включает обеспечение качества кадровых, финансовых и материально-технических ресурсов. 2. Качество кадровых ресурсов здравоохранения обеспечивается их достаточностью, уровнем их подготовки и организацией эффективного использования для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи. Надлежащий уровень квалификации медицинских кадров обеспечивается непрерывной системой их подготовки, включающей подготовку в медицинском образовательном учреждении, последипломное образование в медицинских образовательных организациях, повышение квалификации непосредственно на рабочем месте в процессе повседневной деятельности. 3. Качество финансовых ресурсов здравоохранения определяются их достаточностью, своевременностью поступления и эффективным использованием для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в качественной медицинской помощи. Качество финансовых ресурсов здравоохранения обеспечивается государственными (муниципальными) органами власти, государственными внебюджетными фондами, страховыми медицинскими организациями, медицинскими организациями в соответствии с действующим законодательством, а также с принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. 4. Качество материально-технических ресурсов здравоохранения определяется их достаточностью, состоянием, своевременностью поступления (приобретения, обновления, ввода в эксплуатацию) в соответствии с действующим законодательством, а также с приятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. 5. Качество информационных ресурсов здравоохранения определяется их адекватностью, соответствием целям и задачам системы здравоохранения и оказания конкретного вида медицинской помощи в оптимальных условиях в соответствии с действующим законодательством.

Статья 13. Обеспечение качества медицинских, организационных, финансово-экономических и иных технологий, используемых в здравоохранении Российской Федерации 1. Качество медицинских технологий обеспечивается наличием разрешения на их применение, полученного в установленном законодательством порядке, и соблюдением требований их выполнения. 2. Качество организационных, финансово-экономических и иных технологий, используемых в здравоохранении Российской Федерации, обеспечивается в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Статья 14. Планирование деятельности по обеспечению качества медицинской помощи и определению его критериев 1. Государственные (муниципальные) органы исполнительной власти планируют деятельность по обеспечению качества медицинской помощи и определению его критериев на подведомственной территории в соответствии с действующим законодательством. 2. Медицинские организации планируют деятельность по обеспечению качества медицинской помощи и определению его критериев для медицинской организации, структурных подразделений медицинской организации, каждого медицинского работника данной медицинской организации в соответствии с действующим законодательством. 3. Планирование деятельности по обеспечению качества медицинской помощи и определению его критериев осуществляется на каждый календарный год и включает разработку целей в области качества и планов по качеству. Степень достижения плановых показателей по качеству является одним из главных критериев эффективности функционирования медицинских организаций.

Статья 15. Мотивация медицинских работников 1. Мотивация медицинских работников является обязательным элементом системы обеспечения качества медицинской помощи и включает: меры материального стимулирования, социальной поддержки, морального поощрения, а также иные меры, предусмотренные действующим законодательством. 2. Меры по мотивации медицинских работников, направленные на качественное выполнение своих обязанностей, разрабатываются и включаются в планы работы по обеспечению качества медицинской помощи в соответствии со статьей 14 настоящего Закона. 3. Для эффективной реализации мер по мотивации медицинских работников, направленных на качественное выполнение своих обязанностей, в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения для каждого работника разрабатываются критерии качества их работы в соответствии с действующим законодательством и требованиями настоящего Закона.

Статья 16. Контроль качества медицинской помощи 1. Деятельность в области контроля качества проводится исключительно в целях получения необходимой исходной информации для улучшения качества оказания медицинской помощи. 2. Деятельность в области контроля качества медицинской помощи проводится с соблюдением положений законодательства о врачебной и служебной тайне. 3. Объектами контроля качества медицинской помощи являются: а) процесс оказания медицинской помощи; б) документы и иные информационные ресурсы, содержащие информацию о процессе оказания медицинской помощи и состоянии здоровья пациента в период оказания медицинской помощи, которые необходимы для решения задач контроля качества медицинской помощи. 4. Уполномоченные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения определяют организацию, порядок проведения и методы контроля качества медицинской помощи для подведомственных медицинских организаций в соответствии с требованиями действующего законодательства. Результаты контроля качества медицинской помощи в обязательном порядке учитываются при разработке мероприятий по улучшению качества и планов по качеству. 5. Контроль качества медицинской помощи осуществляется специалистами, имеющими специальную подготовку в области контроля качества медицинской помощи. 6. Внутренний контроль качества медицинской помощи: а) внутренним является контроль качества медицинской помощи, осуществляемый в медицинской организации сотрудниками этой же организации, имеющими специальную подготовку в области контроля качества медицинской помощи; б) организация, порядок проведения и методы внутреннего контроля качества медицинской помощи определяются руководителем медицинской организации в соответствии с требованиями действующего законодательства в области контроля качества медицинской помощи. 7. При проведении контроля качества медицинской помощи отдельному больному специалистом в области контроля качества медицинской помощи обязательно учитываются его индивидуальные особенности и условия течения заболевания.

Статья 17. Саморегулирование и самоконтроль в сфере здравоохранения 1. Под саморегулированием в сфере здравоохранения понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами медицинской деятельности (медицинскими организациями, отдельными категориями работников здравоохранения) и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил в соответствии с действующим законодательством. 2. Для медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения и их работников членство в саморегулируемых организациях является добровольным. 3. Для медицинских организаций частной системы здравоохранения или медицинских работников, занимающихся частной медицинской практикой в установленном законом порядке, членство в саморегулируемых организациях является обязательным. 4. Ведение реестра саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения и осуществление контроля за их деятельностью осуществляет уполномоченный орган федеральной исполнительной власти по надзору в сфере здравоохранения. 5. Под самоконтролем в сфере здравоохранения понимается самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая каждым медицинским работником в целях обеспечения качества медицинской помощи.

Статья 18. Условия оказания медицинской помощи 1. К условиям оказания медицинской помощи относятся условия, соответствующие санитарным нормам и правилам, требованиям лечебно-охранительного и противоэпидемического режима, требованиям пожарной, радиационной, лекарственной, экологической и иной безопасности, а также иным требованиям, определяющим условия оказания медицинской помощи. 2. Обеспечение надлежащих условий оказания медицинской помощи осуществляется органами государственной (муниципальной) власти, медицинскими организациями, работниками медицинских организаций иными органами и организациями в соответствии с действующим законодательством.

Статья 19. Общественные организации пациентов 1. Общественные организации пациентов создаются с целью совершенствования работы по обеспечению качества медицинской помощи в порядке, предусмотренном действующим законодательством. 2. Права общественных организаций пациентов по вопросам обеспечения качества медицинской помощи: — изучение и анализ удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи в установленном законом порядке; — информирование медицинских организаций, саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения, уполномоченных органов по контролю и надзору в сфере здравоохранения, органов государственной (муниципальной) власти по вопросам обеспечения качества медицинской помощи в установленном законодательством порядке; — разработка и внесение предложений по совершенствованию системы обеспечения качества медицинской помощи в установленном законодательством порядке; — получение информации по вопросам обеспечения качества медицинской помощи от других субъектов обеспечения качества медицинской помощи в установленном законодательством порядке; — проведение независимой экспертизы и привлечение независимых экспертов по вопросам обеспечения качества медицинской помощи в установленном законодательством порядке; — иное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами по вопросам обеспечения качества медицинской помощи в установленном законодательством порядке.

Статья 20. Финансовое обеспечение качества медицинской помощи 1. Финансирование расходов по обеспечению качества медицинской помощи, связанных с осуществлением деятельности органов государственной (муниципальной) власти и организаций здравоохранения, подведомственных исполнительным органам государственной власти Российской Федерации, исполнительным органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, медицинского страхования, а также иных незапрещенных действующим законодательством источников. 2. Финансирование расходов, связанных с осуществлением деятельности по обеспечению качества медицинской помощи организаций, не указанных в части первой настоящей статьи, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Статья 21. Вступление в силу настоящего федерального закона Настоящий Закон вступает в силу с ___________________________ .

Д.м.н., зав. кафедрой
общественного здоровья и
здравоохранения
Иркутского ГИУВ
Д.В.ПИВЕНЬ

Д.м.н., профессор кафедры
общественного здоровья и
здравоохранения
Иркутского ГИУВ
И.С.КИЦУЛ


Exit mobile version