«Фармацевтическое обозрение», 2011, N 9
НИ ВРАЧАМ, НИ ФАРМАЦЕВТАМ, НИ ПАЦИЕНТАМ
Принятый Государственной Думой РФ 31 мая 2011 года в первом чтении закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» является значимым для каждого жителя страны. Однако фракция КПРФ голосовала против его принятия. Свою позицию коммунисты разъяснили на заседании «круглого стола» на тему «Реформирование системы здравоохранения в РФ», состоявшемся в Госдуме РФ.
Приближается дата 20-летия экономических реформ в России, напомнил, открывая заседание, председатель ЦК КПРФ, руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе РФ Геннадий Зюганов. Оценивая результаты преобразований этих лет, он привел следующие цифры: «Население страны сократилось на 15 млн. человек, из которых 14,5 млн. — русские. Перепись показала, что нас осталось 142 млн. на пятой части суши планеты. Если так пойдет дальше, то мы потеряем возможность контролировать территорию, на которой проживаем. А с нами соседствуют Евросоюз, Китай. В своих посланиях президент США Барак Обама провозгласил главной идеей здоровье населения и образование. Из 400 млрд. долларов, которые США направили в высокие технологии, каждый второй доллар инвестирован в биотехнологии. Все это определяет нашу новую стратегию, и если мы ее вместе не выработаем, прежде всего, в области здравоохранения и образования, нас ждет очень печальная участь». Официальную точку зрения на проект закона представила участникам мероприятия заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Вероника Скворцова. По ее словам, за 18 лет в действующий закон были внесены многочисленные поправки. Но сегодня назрела необходимость в разработке нового базового законодательного акта, который позволил бы создать современную и эффективную систему российского здравоохранения, соответствующую реалиям сегодняшнего дня и гарантирующую гражданам доступную и качественную медицинскую помощь не ниже стандартного уровня качества, обязательного для всей страны. Она подробно остановилась на ключевых моментах закона. Согласно Конституции РФ, координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства относится к вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Для создания эффективно работающей системы в стране важнейшее значение приобретает распределение полномочий в этой сфере, которое закрепляется новым законопроектом. Круг полномочий федеральных органов исполнительной власти дополнен важными новациями. Одной из них является консолидация прав и обязанностей граждан в сфере охраны здоровья в одной главе законопроекта, порядок и механизмы реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации, которые были лишь продекларированы в действующей редакции Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан». Особое место уделено регуляции деятельности медицинских организаций, которая не регламентирована действующим законодательством. Важной новеллой является введение дополнительной обязанности медицинских организаций страховать гражданскую ответственность перед пациентами, в целях реализации которой разработан самостоятельный проект федерального закона. Важнейшим системообразующим положением является введение единых для страны порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Особое внимание отведено важнейшей проблеме здравоохранения — охране здоровья матери и ребенка, в том числе детальному регулированию вопросов репродукции человека, долго остававшихся за гранью внимания законодателя. Законопроектом существенно усилены требования к лицам, занимающимся медицинской или фармацевтической деятельностью. Так, впервые в нашей стране вводится процедура аккредитации медицинских и фармацевтических работников, то есть определения их готовности и допуска к оказанию конкретных видов медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с утвержденными едиными порядками. Отдельная глава законопроекта посвящена финансовому обеспечению сферы охраны здоровья. Впервые в российском законодательстве четко определены источники финансового обеспечения здравоохранения, которые приведены в соответствие с полномочиями органов исполнительной власти. Уточнены и конкретизированы основные требования к программам государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Важнейшим новшеством законопроекта является законодательное регулирование предоставления платных медицинских услуг гражданам.
Неразделенный оптимизм
Но, как показал дальнейший ход заседания, почти все его участники не разделили оптимизм замминистра, считая, что форсированное принятие закона выгодно только чиновникам. Эксперты отмечали огромное число принципиальных ошибок в законе, которые нельзя устранить «косметическими» исправлениями в установленные месячные сроки. Принятие закона в том виде, который предложен Правительством РФ, даже с учетом поправок, без изменения концепции закона, приведет к окончательному разрушению здравоохранения, а возможно, и социальному взрыву. Законом закладывается окончательное бесправие врачей, платность медицинской помощи и лекарственного обеспечения, отсутствие ответственности государства за здоровье граждан, невозможность общественных объединений влиять на государственную политику в здравоохранении, усиление коррупционной составляющей и вертикали власти. Депутат от фракции КПРФ Олег Куликов выразил мнение, что предлагаемый законопроект понижается до уровня Федерального закона, имеющего прямое действие, и никак не может заменить собой действующие с 1993 годы Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», закрывает путь развития законодательства в этой сфере. Отраслевое законотворчество должно не предшествовать, а следовать за концепцией государственной политики охраны здоровья. Законопроект не соответствует названию. В нем рассматриваются вопросы не здоровья, а оказания медицинской помощи. Закон не вносит ясности в разделение платных медицинских услуг и объемов медицинской помощи, финансируемой государством, усугубляет коммерциализацию и повышает коррупционную составляющую в системе здравоохранения страны, снижает доступность медицинской помощи, ухудшает правовое и экономическое положение медицинского персонала. Фактически узаконивается платная медицинская помощь в государственных и муниципальных медицинских учреждениях, что не соответствует Конституции РФ. Более того, он фактически не имеет никакого отношения к правам граждан на охрану здоровья, не выделяет ответственных за реализацию этих прав. В разделе законопроекта, посвященном медицинским кадрам, ничего не сказано о перспективной кадровой политике в отрасли. Так, в первичном звене не хватает как минимум 60 тыс. врачей, в то время как в стационарной помощи их существенный переизбыток. На селе врачей всего 7,4%, а там проживают 27% граждан. Соотношение врачей и медсестер у нас самое плохое, т.е. 1 к 2, а это означает, что во многих случаях врачи выполняют медсестринские функции. Закон не мотивирует медицинских работников и не защищает их социальные права. Престиж медицинской профессии — один из самых низких за всю историю здравоохранения в нашей стране. Низкая заработная плата не компенсирует высокую ответственность, небезопасный, тяжелый труд. Коэффициент совместительства 1,4-1,6, 90% врачей отмечают хроническую усталость. Половина выпускников медвузов не идет в здравоохранение, более 50% врачей предпенсионного и пенсионного возрастов. Единственное решение этой ключевой проблемы — это предоставление медицинским работникам достойной оплаты труда и соответствующего социального пакета. По мнению Олега Куликова, по юридической проработке законопроект значительно уступает уровню действующих Основ законодательства, и это прослеживается почти в каждой статье, что обусловлено кулуарностью разработки без привлечения экспертов и специалистов.
Эмпирические выводы
Формулярный комитет «Здравоохранение в России 2010» представил свой доклад, своего рода «трезвый взгляд» на реальную картину в здравоохранении. По словам одного из авторов доклада, профессора Павла Воробьева, инженерная инфраструктура в отрасли — водопровод, канализация, отопление — изношена либо отсутствует. Повсеместно отсутствует резервное энергообеспечение. Зданиям по 50-100 лет. Нередко жилые дома, бараки, конюшни приспособлены под учреждения здравоохранения. В палатах, а часто и в целом в больницах нет централизованного кислорода, вакуума, приточной вентиляции. Нет типовых проектов и модулей для райцентров и участковых больниц. Зарплаты чудовищно низкие: ставка врача 4,5-6 тыс. руб., а грядущее повышение на 1,5 тыс. руб. — это издевательство. С осени 2010 года врачам-интернам и клиническим ординаторам снизили стипендию с 5800 до 2300 руб., аспирантам до 1500 руб. Нет системы непрерывного образования врачей. Не используются современные информационные ресурсы. Нет системы обучения профессиональным навыкам и умениям. Последипломное образование утонуло в бумаготворчестве (модули, образовательные стандарты) и все больше превращается в формальную работу. Самые большие кадровые проблемы имеют место в отдаленных поселках. Отсутствие жилья, реальных перспектив профессионального роста, отдаленность делают работу в райцентрах и поселках крайне малопривлекательной. Строительство и создание всякого рода центров, диспансеров и профильных институтов — это распыление сил и средств. В мире происходят обратные тенденции — концентрация медицинской помощи в крупных поликлинических больницах и университетских клиниках, «универсальные» врачи общей практики, парамедики. По убеждению авторов доклада, многоканальное финансирование создает хаос в экономике здравоохранения. Средняя ставка отката- 50%. Вся система медицинской помощи стоит на них, выбить этот упор нельзя — система рухнет. Чтобы чиновник не брал взятки, нужно создать соответствующие стимулы и устранить соблазны. Болезненной темой докладчик назвал лекарственное обеспечение — краеугольный камень современного здравоохранения. Медицина может влиять на продолжительность жизни населения исключительно лекарствами. Во всех развитых странах, а также бывшем соцлагере жизненно необходимые лекарства обеспечиваются населению за счет консолидированных бюджетов здравоохранения. Россия — дикая страна, заставляющая больных не только покупать лекарства, но и оплачивать налоги, составляющие десятки процентов от цены: она «наживается» на больных. Результат неспособности и нежелания государства справиться с задачей: фальсифицированные лекарства, контрабанда лекарств, выезд за границу для получения лекарственного лечения, горизонтальное перераспределение лекарств, домашние «склады» лекарств, особенно у льготников. Недоступные лекарства часто передаются после умершего пациента живым. Все охотно делятся лекарствами с соседями и друзьями без медицинских показаний, сроков годности и правил хранения. Эмоционально и категорично прозвучало выступление президента Общества специалистов доказательной медицины, профессора Василия Власова. Отметив, что «некоторые очевидные глупости в законопроекте исчезли», он, тем не менее, считает, что «ключевые, отвратительные положения там сохранились. Первое — это провозглашение прав без объяснения того, кто эти права обеспечивает и какие следуют санкции. Второе — это декларирование некоторых прав, которые не поддерживаются финансами». Он напомнил аудитории, что в законе об ОМС планировался выход на полное страховое покрытие к 2014 году, но исходя из нынешнего законопроекта, этот срок теряется где-то вдали.
Рекомендации для власти
В резолюции по итогам «круглого стола» отмечено, что закон устанавливается на многие годы, однако в нем нет перспективной модели здравоохранения, так как отсутствует Концепция развития здравоохранения. Законопроект противоречит ряду статей Конституции РФ, а также некоторым уже принятым законам, международным соглашениям. Права граждан по этому закону объявляются декларативно, поскольку не указаны субъекты, обеспечивающие эти права, и не указана ответственность. Фактически государство продолжает снимать с себя ответственность за социальную сферу и перекладывает ее на регионы, местные органы, работодателей и граждан. Декларативность большинства положений законопроекта делает его невыполнимым и ничего не дает ни врачам, ни пациентам. Закон не вносит ясности в разделение платных медицинских услуг и объемов медицинской помощи, финансируемой государством. Усугубляет коммерциализацию и повышает коррупционную составляющую в системе здравоохранения страны, снижает доступность медицинской помощи, ухудшает правовое и экономическое положение медицинского персонала. Из законопроекта полностью выпала статья 2, пункт 5 Основ законодательства «Об охране здоровья граждан» об ответственности государства, которой в новом законопроекте нет. В резолюции содержится призыв приостановить принятие закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» как имеющего большое число серьезных принципиальных ошибок, отложить второе чтение и вынести его на всенародное обсуждение. До принятия закона разработать, публично обсудить и принять Концепцию развития здравоохранения в РФ. Обеспечить финансирование здравоохранения на уровне не ниже 6% ВВП страны, принять безотлагательные меры по сокращению дефицита финансового обеспечения территориальных программ государственных гарантий, по возмещению затрат на жизненно необходимые лекарства для всех граждан страны, существенному повышению заработной платы медицинских работников и реализации мер по их социальной защите. Создать Национальный совет при Президенте РФ по вопросам охраны здоровья населения. Рекомендовать сделать ежегодным доклад руководителей регионов и Президента страны о состоянии здоровья населения. Как сообщил Геннадий Зюганов, все прозвучавшие в ходе «круглого стола» замечания и предложения будут обобщены и изложены им на встрече с Президентом страны.
Р.ШЕВЧЕНКО