Изменения, внесенные Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ, вступили в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» — 22.07.2011). Текст документа
9 января 1996 года N 3-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Принят
Государственной Думой
5 декабря 1995 года
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: радиационная безопасность населения (далее — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения; ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков; естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека; техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека; эффективная доза — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности; санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль; зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль; работник — физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений; радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.
Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности
- Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
- Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.
- Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.
Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности
- Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются: принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения; принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением; принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
- При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах: предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда; виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.
Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности
Радиационная безопасность обеспечивается: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера; осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся: определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация; разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением; разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности; лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующих излучений; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения; введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения; реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий; организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии; организация и осуществление государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) информирование населения о радиационной обстановке; установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием; установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии; создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения; регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий; контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий; регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта; осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации; другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности: разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности; организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий; участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии; обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий; участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории; реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.
Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Статья 7. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности
- Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положениями об указанных органах. (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) 2-3. Утратили силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.
Статья 8. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности
- Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности разрабатываются федеральные программы. Федеральные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- Региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- Порядок разработки и реализации государственных программ в области обеспечения радиационной безопасности определяется законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности
- Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, сводов правил, правил охраны труда и иных нормативных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
- Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ) Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения: для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) — 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта; для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) — 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта. Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов. В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами. Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды.
- Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, и иные нормативные документы по радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
- Утратил силу. — Федеральный закон от 19.07.2011 N 248-ФЗ.
Статья 10 в системной связи со статьей 22 данного Федерального закона, статьями 2 и 15 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статьями 2, 3, 4, подпунктом 96 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 25.02.2004 N 107 не предполагает ограничение для индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на медицинскую деятельность в части работ (услуг) по рентгенологии, возможности получить лицензию на деятельность в области обращения с источниками ионизирующего излучения — аппаратами рентгеновскими медицинскими (в том числе стоматологическими) (Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 N 633-О-П).
Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения
- Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
- Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 10.1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности
(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
- Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3-9 настоящей статьи.
- Предметом проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности (далее — обязательные требования).
- При разработке органами государственного надзора, указанными в пункте 1 настоящей статьи, ежегодных планов проведения плановых проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, предусматривается проведение совместных проверок.
- Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение двух лет: 1) со дня государственной регистрации юридического лица; 2) со дня окончания проведения последней плановой проверки.
- Основанием для проведения внеплановой проверки является: 1) истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований; 2) поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварии и (или) чрезвычайной ситуации техногенного характера; 3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
- Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного надзора, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) этого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней.
- Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
- Предварительное уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 6 настоящей статьи, не допускается.
Статья 11. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности
- Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.
- Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
- Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил радиационной безопасности, обязательных требований, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, сводов правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических документов в области обеспечения радиационной безопасности (далее — нормы, правила и нормативы) в соответствующей организации до устранения обнаруженных нарушений. (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
Статья 12. Общественный контроль за обеспечением радиационной безопасности
Общественные объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.
Глава IV. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К
ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 13. Оценка состояния радиационной безопасности
- При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности, анализе эффективности указанных мероприятий органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.
- Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям: характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды; анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности; вероятность радиационных аварий и их масштаб; степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий; анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения; число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения. Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций, территорий. Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Статья 14. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения
При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны: соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности; планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ; проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников; проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности; организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала); регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.
Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов
- Облучение населения и работников, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы.
- В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться: выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения; проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений; проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов; эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания радона в них и гамма-излучения природных радионуклидов.
- При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.
- Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности.
Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды
Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 17. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур
- При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов). Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам, правилам и нормативам в области радиационной безопасности.
- По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.
- Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.
Статья 18. Контроль и учет индивидуальных доз облучения
Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных гражданами при использовании источников ионизирующего излучения, проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляются в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, создаваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ
Статья 19. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии
Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь: перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки; критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии; план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии; медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).
Статья 20. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии
В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана: обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий; проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде; провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии; принять меры по нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии.
Статья 21. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии
- Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии, аварийно-спасательных работ и дезактивации, может быть обусловлено только необходимостью спасения людей и (или) предотвращения еще большего облучения их. Облучение граждан, привлекающихся к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала), установленных статьей 9 настоящего Федерального закона.
- Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья.
- Социальные гарантии за повышенный риск и возмещения вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Глава VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 22. Право граждан на радиационную безопасность
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.
Статья 23. Право граждан и общественных объединений на получение информации
Граждане и общественные объединения имеют право на получение объективной информации от организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ею функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.
Статья 24. Предоставление доступа на территорию организации, осуществляющей деятельность с использованием источников ионизирующего излучения
Представители общественных объединений имеют право доступа в организацию, осуществляющую деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Социальная поддержка граждан, проживающих на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и в которых существует возможность превышения установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, имеют право на социальную поддержку. Порядок предоставления социальной поддержки устанавливается законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Статья 26. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков
- Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, обязаны: соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности; проводить или принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности; выполнять требования федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор в области радиационной безопасности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по обеспечению радиационной безопасности. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 28. Ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности
- Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
- Штрафы за административные правонарушения в области обеспечения радиационной безопасности могут налагаться должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, в пределах их полномочий и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанностей устранения допущенных нарушений, возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, и (или) причиненных им убытков, а также от возмещения убытков, причиненных юридическим лицам в результате радиационной аварии.
Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 29. Вступление настоящего Федерального закона в силу
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
- Абзацы второй, третий, четвертый, пятый, шестой и седьмой пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона вводятся в действие с 1 января 2000 года.
Статья 30. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
9 января 1996 года
N 3-ФЗ
В соответствии со статьей 2 данный документ вступил в силу по истечении 120 дней после дня его официального опубликования. Текст документа
14 июня 2011 года N 139-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ» В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ПРЕКУРСОРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Принят
Государственной Думой
3 июня 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
8 июня 2011 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 44, ст. 4535; 2007, N 30, ст. 3748; 2008, N 30, ст. 3592; N 48, ст. 5515; N 52, ст. 6233; 2009, N 29, ст. 3614; 2010, N 21, ст. 2525) следующие изменения: 1) абзац двадцатый статьи 1 после слов «психотропных веществ» дополнить словами «и их прекурсоров»; 2) в абзаце втором пункта 1 статьи 2 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и их прекурсоров»; 3) в пункте 2 статьи 4:
а) абзац второй дополнить словами «и внесенных в Список I прекурсоров»; б) абзац третий дополнить словами «и внесенных в Список I прекурсоров»; 4) в статье 5:
а) пункт 1 после слов «уничтожение наркотических средств, психотропных веществ)» дополнить словами «и внесенных в Список I прекурсоров (разработку, переработку, ввоз (вывоз), уничтожение внесенных в Список I прекурсоров)»; б) пункт 2 после слов «внесенных в списки I и II,» дополнить словами «прекурсоров, внесенных в Список I,»; 5) в статье 8:
а) в наименовании слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; б) в пункте 1 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; в) в пункте 2 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; г) в пункте 3 слова «и психотропными веществами» заменить словами «, психотропными веществами и внесенными в Список I прекурсорами»; 6) в наименовании главы III слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; 7) в статье 10:
а) в наименовании слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; б) в пункте 1 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; в) в пункте 2 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров», после слов «психотропных веществ» дополнить словами «, внесенных в Список I прекурсоров»; г) в пункте 3:
в абзаце первом слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; в абзаце третьем слова «и психотропных веществ, и (или)» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или)»; в абзаце четвертом слова «или психотропным веществам либо» заменить словами «, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или»; в абзаце пятом слова «или психотропным веществам либо» заменить словами «, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или»; д) в пункте 4 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; 8) в статье 14:
а) в пункте 1 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и прекурсоров»; б) пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. Разрешается переработка наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, внесенных в Список I и изъятых из незаконного оборота, для получения других наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров и последующего использования их в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также для получения веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или их прекурсорами.»; 9) в статье 16:
а) в наименовании слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и их прекурсоров»; б) дополнить пунктом 4 следующего содержания: «4. Разработка новых прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I, осуществляется в целях, в порядке и на условиях, которые определены для наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I.»; 10) в статье 17:
а) в наименовании слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; б) в пункте 1 слова «Производство наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список I» заменить словами «Производство наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, внесенных в Список I», после слов «Изготовление аналитических (стандартных) образцов наркотических средств, психотропных веществ» дополнить словами «и прекурсоров»; в) пункт 4 после слов «внесенных в списки I и II,» дополнить словами «а также внесенных в Список I прекурсоров,»; 11) статью 19 изложить в следующей редакции:
«Статья 19. Переработка наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров
Переработка наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров в целях получения других наркотических средств, психотропных веществ или внесенных в Список I прекурсоров, препаратов, внесенных в списки II и III, а также в целях получения на их основе веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или внесенными в Список I прекурсорами, осуществляется государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензии на указанный вид деятельности.»;
12) в статье 20:
а) в наименовании слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; б) в пункте 1 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; в) в пункте 2 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; 13) в статье 21:
а) в наименовании слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; б) в пункте 1 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; в) в пункте 2 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; г) в пункте 3 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; 14) в статье 22:
а) в наименовании слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; б) в пункте 1 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; 15) статью 23 изложить в следующей редакции:
«Статья 23. Отпуск, реализация и распределение наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуск и реализация внесенных в Список I прекурсоров
Отпуск, реализация и распределение наркотических средств и психотропных веществ, а также отпуск и реализация внесенных в Список I прекурсоров осуществляются юридическими лицами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензий на указанные виды деятельности.»;
16) в статье 24:
а) в наименовании слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; б) слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; 17) пункт 1 статьи 28 после слов «внесенных в» дополнить словами «Список I и»; 18) пункт 2 статьи 29 изложить в следующей редакции: «2. Уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров может осуществляться в случаях, если: истек срок годности;
наркотическое средство, психотропное вещество или внесенный в Список I прекурсор подвергались химическому или физическому воздействию, следствием которого стала их непригодность, исключающая возможность восстановления или переработки; неиспользованные наркотические средства были приняты от родственников умерших больных; трудно определить, является препарат наркотическим средством, психотропным веществом или внесенным в Список I прекурсором; конфискованные наркотическое средство, психотропное вещество или внесенный в Список I прекурсор не могут быть использованы в медицинских, научных или иных целях, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.»; 19) в статье 30:
а) наименование дополнить словами «, внесенных в Список IV»; б) абзац четвертый пункта 2 после слова «использования» дополнить словом «, перевозки»; в) абзац второй пункта 3 после слова «использования» дополнить словом «, перевозки»; г) пункт 12 после слова «прекурсоров,» дополнить словами «внесенных в Список IV,»; 20) в статье 37:
а) в пункте 1:
в абзаце первом слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров»; абзац второй после слов «внесенных в» дополнить словами «Список I,»; абзац третий после слов «внесенных в» дополнить словами «Список I,»; б) пункт 2 после слов «а также прекурсоров, внесенных в» дополнить словами «Список I,»; 21) статью 39 изложить в следующей редакции:
«Статья 39. Регистрация операций с наркотическими средствами, психотропными веществами и внесенными в Список I прекурсорами
При осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, а также количество внесенных в Список I прекурсоров, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения указанных журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
14 июня 2011 года
N 139-ФЗ
Изменения, внесенные Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ, вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования (опубликован в «Российской газете» — 06.05.2011). Текст документа
18 июля 2009 года N 177-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ КОНТРОЛЯ ЗА ОБОРОТОМ ПРЕКУРСОРОВ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
Принят
Государственной Думой
24 июня 2009 года
Одобрен
Советом Федерации
7 июля 2009 года
(в ред. Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 49, ст. 4845; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 43, ст. 4412; N 44, ст. 4535; 2007, N 30, ст. 3748; N 31, ст. 4011; 2008, N 30, ст. 3592; N 48, ст. 5515; N 52, ст. 6233) следующие изменения: 1) в преамбуле слова «психотропных веществ и» заменить словами «психотропных веществ и их прекурсоров, а также»; 2) в статье 1:
а) абзац шестой после слов «или психотропных веществ» дополнить словами «либо один или несколько прекурсоров»; б) в абзаце седьмом слова «и их прекурсоров» исключить; в) абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции: «переработка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, а также получение на основе одних наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров других наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо получение веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или их прекурсорами;»; г) дополнить абзацами следующего содержания: «оборот прекурсоров — разработка, производство, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию Российской Федерации, вывоз с таможенной территории Российской Федерации, уничтожение прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; производство прекурсоров — действия, направленные на получение готовых к использованию и (или) потреблению прекурсоров из химических веществ и (или) растений.»; 3) в статье 2:
а) в пункте 1:
в абзаце пятом слова «(далее — Список IV).» заменить словами «(далее — Список IV), включающий:»; дополнить абзацами следующего содержания: «таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (далее — Таблица I); таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (далее — Таблица II); таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее — Таблица III).»; б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания: «1.1. При формировании таблиц прекурсоров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, следует учитывать: особенности физико-химических свойств конкретных веществ; масштабы и объемы оборота конкретных веществ в сфере международной торговли; масштабы и объемы использования конкретных веществ в промышленности и быту; наличие достоверной информации о фактах использования конкретных веществ при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ.»; 4) в статье 4:
а) в наименовании слова «психотропных веществ и» заменить словами «психотропных веществ и их прекурсоров, а также»; б) пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.»; в) в пункте 2:
в абзаце первом слова «психотропных веществ и» заменить словами «психотропных веществ и их прекурсоров, а также»; абзац восьмой после слов «психотропных веществ» дополнить словами «и их прекурсоров»; дополнить абзацем следующего содержания: «лицензирование деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV.»; 5) в статье 5:
а) наименование дополнить словами «и их прекурсоров»; б) дополнить пунктом 7 следующего содержания: «7. Ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, осуществляется государственными унитарными предприятиями.»; 6) в наименовании главы II слова «психотропных веществ и» заменить словами «психотропных веществ и их прекурсоров, а также»; 7) в статье 6:
а) в наименовании слова «психотропных веществ и» заменить словами «психотропных веществ и их прекурсоров, а также»; б) в пункте 1 слова «психотропных веществ и» заменить словами «психотропных веществ и их прекурсоров, а также»; в) в пункте 2 слова «психотропных веществ и» заменить словами «психотропных веществ и их прекурсоров, а также»; 8) в статье 7:
а) в наименовании слова «психотропных веществ и» заменить словами «психотропных веществ и их прекурсоров, а также»; б) в пункте 1 слова «психотропных веществ и» заменить словами «психотропных веществ и их прекурсоров, а также»; в) в пункте 3 слова «психотропных веществ и» заменить словами «психотропных веществ и их прекурсоров, а также»; 9) в статье 28:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ, а также ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, осуществляются государственными унитарными предприятиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»).»; б) пункт 2 изложить в следующей редакции: «2. Ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в Таблицу II и Таблицу III Списка IV, осуществляется юридическими лицами независимо от их форм собственности при наличии лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.»; в) пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Для получения лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров юридическими лицами должны быть получены сертификат на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (если они являются лекарственными средствами) и разрешение на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные сертификат и разрешение не могут быть переданы другому юридическому лицу. Индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять деятельность по ввозу (вывозу) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Разрешается осуществлять ввоз (вывоз) отдельных прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, без оформления лицензии в размерах и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации. Перечень прекурсоров, ввоз (вывоз) которых допускается без оформления лицензии, устанавливается Правительством Российской Федерации.»; г) в пункте 4:
абзац первый изложить в следующей редакции: «4. Для получения сертификата и разрешения на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров юридическое лицо подает в соответствующие федеральные органы исполнительной власти заявления, в которых должны быть указаны:»; в абзаце третьем слова «наименования и юридические адреса государственного унитарного предприятия» заменить словами «наименование и адрес места нахождения юридического лица»; в абзаце пятом слова «или психотропного вещества» заменить словами «, психотропного вещества или их прекурсоров»; в абзаце шестом слова «или психотропного вещества» заменить словами «, психотропного вещества или их прекурсоров»; д) пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. Федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ направляет в соответствующий компетентный орган государства, на территорию которого предполагается осуществить вывоз прекурсоров, предварительное уведомление в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.»; е) пункт 6 изложить в следующей редакции: «6. Таможенные органы делают отметку на оборотной стороне лицензии на право ввоза (вывоза) о поступлении конкретной партии наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.»; ж) в пункте 7 слово «сертификате» заменить словом «лицензии»; з) в пункте 10 слова «пунктом 11» заменить словами «пунктами 8.1, 11 и 12»; и) дополнить пунктом 12 следующего содержания: «12. Ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в целях обеспечения их деятельности осуществляется без лицензии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»; 10) статью 30 изложить в следующей редакции:
«Статья 30. Общие положения о контроле за оборотом прекурсоров
- Оборот прекурсоров, внесенных в Список IV, регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
- К особым мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, относятся: лицензирование деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров, в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности; установление ограничений на допуск лиц к работе, непосредственно связанной с прекурсорами; установление правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования и уничтожения прекурсоров; установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
- К общим мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу II Списка IV, относятся: установление правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования и уничтожения прекурсоров; установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
- К мерам контроля за оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, относятся: установление требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров; лицензирование внешнеторговых операций с прекурсорами; установление требований по обеспечению безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц; регистрация в специальных журналах любых операций с прекурсорами.
- Допуск лиц, страдающих заболеваниями наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, а также имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, внесенными в Таблицу I Списка IV, запрещается.
- Перечень лиц, имеющих допуск к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, внесенными в Таблицу I Списка IV, утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 28 настоящего Федерального закона при наличии следующих документов: справки, выданные учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения, об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации.
- Порядок допуска лиц к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV, устанавливается Правительством Российской Федерации.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут использовать при осуществлении собственного производства прекурсоры, внесенные в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, в количествах, не превышающих их производственные нужды, которые определяются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования в сфере промышленного комплекса.
- Правила производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров, внесенных в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 28 настоящего Федерального закона, должны быть предусмотрены условия для обеспечения безопасности такой деятельности и исключения доступа к прекурсорам посторонних лиц.
- При осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, любые операции, при которых изменяется их количество, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Указанные журналы хранятся в течение 10 лет после внесения в них последней записи. Порядок ведения и хранения журналов устанавливается Правительством Российской Федерации.
- В случаях нарушения правил оборота прекурсоров юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или лицом, имеющим допуск к работе, непосредственно связанной с прекурсорами, указанные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;
- в статье 34: а) в наименовании слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и их прекурсоров»; б) в пункте 1 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и их прекурсоров»; 12) в статье 35: а) в наименовании слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и их прекурсоров»; б) слова «с использованием наркотических средств и психотропных веществ» заменить словами «с использованием наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»; 13) в статье 36: а) в наименовании слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и их прекурсоров»; б) слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и их прекурсоров»; 14) дополнить статьей 36.1 следующего содержания:
«Статья 36.1. Использование наркотических средств и психотропных веществ воинскими частями и подразделениями
Использование наркотических средств и психотропных веществ воинскими частями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или правоохранительная служба, при участии в вооруженных конфликтах, оперативно-боевых мероприятиях, выполнении боевых и учебно-боевых задач осуществляется без лицензии в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.»;
15) в статье 37:
а) в наименовании слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и их прекурсоров»; б) в пункте 1:
абзац первый изложить в следующей редакции: «1. Юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом прекурсоров, внесенных в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, с учетом положений абзаца третьего пункта 3 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также осуществляющие производство прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV, обязаны представлять в форме и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, следующие сведения:»; в абзаце втором слова «или психотропного вещества» заменить словами «, психотропного вещества или их прекурсоров, внесенных в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, а также о количестве каждого произведенного прекурсора, внесенного в Таблицу III Списка IV,»; в абзаце третьем слова «и психотропного вещества» заменить словами «, психотропного вещества или их прекурсоров, внесенных в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, количества каждого произведенного прекурсора, внесенного в Таблицу III Списка IV»; в) пункт 2 после слов «государственных квот» дополнить словами «, а также прекурсоров, внесенных в Таблицу I и Таблицу II Списка IV, и о производстве прекурсоров, внесенных в Таблицу III Списка IV,»; 16) в статье 38:
а) в наименовании слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и их прекурсоров»; б) в пункте 1 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и их прекурсоров»; 17) в пункте 3 статьи 58 слова «и психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ и их прекурсоров»; 18) в пункте 6 статьи 59 слова «или психотропных веществ» заменить словами «, психотропных веществ или их прекурсоров».
Статья 2. Утратила силу. — Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Москва, Кремль
18 июля 2009 года
N 177-ФЗ
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 26 апреля 2011 г. N 346
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ВЕДОМСТВЕННЫЙ ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОПРОЕКТНЫХ РАБОТ НА 2011 ГОД, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 ЯНВАРЯ 2011 Г. N 8
В целях совершенствования организации законопроектных работ в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказываю: Внести в Ведомственный план организации законопроектных работ на 2011 год, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 января 2011 г. N 8 (далее — Ведомственный план), следующие изменения: 1) установить сроки внесения проектов федеральных законов в Правительство Российской Федерации по следующим пунктам Ведомственного плана: по пунктам 4 и 6 — май 2011 года; по пункту 1 — июнь 2011 года; по пункту 3 — июль 2011 года; 2) признать утратившим силу пункт 14 Ведомственного плана.
Министр
Т.ГОЛИКОВА