Recipe.Ru

Вопрос: Просим разъяснить ситуацию в связи с введением с 1.01.2002 г. НДС на лекарственные средства. Какие действия надо предпринимать аптекам в этой связи? («Экономический вестник фармации», 2002, N 2)

«Экономический вестник фармации», 2002, N 2

ВОПРОС: Просим разъяснить ситуацию в связи с введением с 1.01.2002 г. НДС на лекарственные средства. Какие действия надо предпринимать аптекам в этой связи?

ОТВЕТ: 28.12.2001 г. вышел Федеральный закон РФ N 179-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса РФ». В соответствии с этим законом с 1.01.2002 года реализация всех без исключения лекарственных средств и изделий медицинского назначения облагается НДС по ставке 10%. Письмо МНС РФ от 8.01.2002 г. N ШС-6-03/6 разъясняет не совсем ясные положения статьи 3 этого закона и подтверждает, что изменения по налогообложению ЛС и ИМН начинают действовать с 1.01.2002 г., несмотря на то, что это противоречит положениям п. 1 ст. 5 части первой НК РФ. Кроме того, это письмо разъясняет, что реализация ОПТОВЫМИ ПОСТАВЩИКАМИ товаров, отгруженных, но не оплаченных до 31.12.2001 г., НДС не облагается. Таким образом, начиная с 1 января 2002 года, аптеки обязаны начислять НДС на реализацию любых ЛС и ИМН по ставке 10%. При этом по товарным остаткам на 1.01.2002 г. аптеки не могут принять НДС к вычету, поскольку НДС в стоимость этих товаров не входил. Следовательно, в случае продажи товаров по декабрьским ценам, аптека вынуждена будет заплатить в бюджет НДС за свой счет, т.е., фактически потерять 10% от стоимости не реализованного на 1.01.2002 г. товара. Единственным разумным выходом из такой ситуации могла бы стать дооценка товара, т.е. уплата НДС за счет покупателей, что, в общем-то, и заложено в само понятие НДС, который является косвенным налогом, т.е. налогом, уплачиваемым за счет конечного покупателя. Однако, если аптека произведет дооценку ЛС и ИМН, цены на которые регулируются государством (в разных регионах это разные категории ЛС и ИМН), то это с неизбежностью приведет к нарушению законодательства об ограничении цен на ЛС, поскольку все нормативные акты по ценообразованию принимались в то время, когда лекарственные средства налогами не облагались. На наш взгляд, юридически грамотно это противоречие можно разрешить только «сверху» принятием соответствующих нормативных актов. Однако, учитывая менталитет государственных чиновников и уже упущенное время, вряд ли можно ожидать такого развития ситуации. Таким образом, по нашему мнению, у аптек единственный способ избежать убытков — произвести «разумную» дооценку товарных остатков, в надежде найти понимание ситуации или у инспектора по ценам (что вряд ли), или, в крайнем случае, у Арбитражного суда. Заметим, что и то и другое процесс вероятностный и его исход прогнозировать трудно.

Директор юридической компании
«Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
Подписано в печать
10.01.2002


Exit mobile version