Recipe.Ru

Вопрос: Могут ли Фельдшерско-акушерские пункты, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, осуществлять продажу населению изделий медицинского назначения, предметов и средств личной гигиены и других товаров, указанных в п. 7 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ? Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ разрешает ФАПам, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККМ. Существуют ли какие-либо требования к условиям хранения денежных средств, полученных от реализации лекарственных средств населению, инкассации денежных средств? («Советник бухгалтера в здравоохранении», 2011, N 4)

«Советник бухгалтера в здравоохранении», 2011, N 4

Вопрос: Могут ли Фельдшерско-акушерские пункты, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, осуществлять продажу населению изделий медицинского назначения, предметов и средств личной гигиены и других товаров, указанных в п. 7 ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ? Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ разрешает ФАПам, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККМ. Существуют ли какие-либо требования к условиям хранения денежных средств, полученных от реализации лекарственных средств населению, инкассации денежных средств?

Ответ: Действительно, в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в ред. от 27.07.2010) аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники. Однако право неприменения организацией при расчетах с покупателями ККМ не снимает с нее обязанность по ведению кассовой книги. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, доведенным до заинтересованных лиц Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 (далее — Порядок N 40). В соответствии с п. 22 Порядка N 40 все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Согласно п. 23 Порядка N 40 каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Контроль за правильным ведением кассовой книги возлагается на главного бухгалтера организации. Каждая организация, осуществляющая наличные расчеты, должна иметь кассу, то есть специальное изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег (п.п. 3 и 29 Порядка N 40). Руководитель организации обязан оборудовать помещение кассы, установить в нем охранную сигнализацию и обеспечить сохранность денег в кассе, а также во время их доставки из банка и при сдаче в банк. При транспортировке денежных средств и сдаче их в учреждения банков руководитель организации обязан предоставить кассиру охрану, а в случае необходимости — транспортное средство. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается (абз. 3 п. 29 Порядка). Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3 к Порядку (далее — Единые требования). Они обязательны для любых организаций, расположенных на территории РФ, независимо от размера установленного им лимита остатка денежных средств в кассе. Помещение кассы должно отвечать следующим требованиям: — быть изолированным от других служебных и подсобных помещений; — располагаться на промежуточных этажах многоэтажных зданий. В двухэтажных зданиях кассы размещаются на верхних этажах, а в одноэтажных — окна кассового помещения оборудуются внутренними ставнями; — иметь капитальные стены, прочные перекрытия пола и потолка, надежные внутренние стены и перегородки; — закрываться на две двери: внешнюю, открывающуюся наружу, и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки и открывающуюся внутрь помещения кассы; — оборудоваться специальным окошком для выдачи денег; — иметь сейф (металлический шкаф) для хранения денег и ценностей, прочно прикрепленный к строительным конструкциям пола и стены стальными ершами; — иметь исправный огнетушитель.
Более детальные требования к толщине стен, перекрытий и перегородок кассы, прочности дверей, оборудованию окон и к используемым запирающим устройствам изложены в разд. II Единых требований. Порядок оборудования кассы средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации приведен в разд. III Единых требований. На рабочих местах кассиров следует установить кнопки тревожной сигнализации, которые предназначены для передачи сигнала тревоги в дежурную часть органов внутренних дел или хотя бы на пульт охраны, находящийся в самой организации. Двери в кассу во время совершения операций с наличными деньгами должны быть заперты с внутренней стороны (абз. 3 п. 29 Порядка). Не каждый сотрудник может быть допущен к работе с денежной наличностью. К ведению кассовых операций, обслуживанию средств охранно-пожарной сигнализации, охране и транспортировке денежных средств не допускаются лица: — ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности за умышленные преступления, судимость которых не погашена или не снята в установленном порядке; — страдающие хроническими психическими заболеваниями; — систематически нарушающие общественный порядок; — злоупотребляющие спиртными напитками либо употребляющие наркотические вещества без назначения врача. Указанные ограничения перечислены в п. 1 Рекомендаций по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке, приведенных в Приложении N 2 к Порядку. Руководителям организаций при приеме сотрудников на соответствующие должности рекомендуется обращаться в органы внутренних дел и медицинские учреждения для получения сведений об этих лицах. Все наличные деньги и ценные бумаги организации следует хранить в несгораемых металлических шкафах или сейфах (в отдельных случаях — в комбинированных и обычных металлических шкафах), которые по окончании рабочего дня закрываются ключом и опечатываются печатью кассира. Ключи от сейфов и печати хранятся у кассиров, а дубликаты этих ключей в опечатанных кассирами пакетах (шкатулках, колбах и т.п.) — у руководителя организации. Кассиру запрещается передавать ключи и свою печать посторонним лицам, оставлять их в условленных местах или изготавливать неучтенные дубликаты. Касса организации может быть застрахована в соответствии с действующим законодательством (абз. 5 п. 29 Порядка). Каждая организация, имеющая кассу, должна периодически проводить внезапные ревизии кассы. Порядок и сроки проведения ревизий устанавливаются руководителем организации. Однако при смене кассира (лица, выполняющего обязанности кассира), а также перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ревизия кассы обязательна (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Ревизию кассы проводит специальная комиссия, которая назначается приказом руководителя организации. Если в ходе проверки кассы в ней обнаружат личные деньги работников, эти средства будут считаться неоприходованной наличностью организации. Они подлежат зачислению в доход компании, а материально ответственное лицо (как правило, кассир) должно будет дать письменное объяснение причин излишков (п.п. 27 и 37 Порядка). Кроме того, не реже одного раза в квартал организация должна проверять наличие ключей от помещения кассы и сейфов (металлических шкафов), а также учтенных дубликатов этих ключей. Таково требование абз. 2 п. 30 Порядка. Для проверки руководитель организации назначает специальную комиссию. Если в результате проверки обнаружится утрата ключа или его дубликата, комиссия обязана незамедлительно поставить в известность руководителя организации. Он, в свою очередь, сообщает о происшествии в органы внутренних дел и принимает меры к немедленной замене замка или самого сейфа (металлического ящика). Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
Л.П.ПОЛЕВАЯ
10.05.2011


Exit mobile version