«Медтехника и медизделия», 2011, N 4
Вопрос: К какому виду деятельности, и к какой системе налогообложения относится отпуск медикаментов аптекой на ФАП (для дальнейшей реализации через них населению в малочисленных населенных пунктах, где нет аптек)? Эти ФАПы являются структурными подразделениями лечебно-профилактического учреждения (ЦРБ) и имеют лицензию на фармацевтическую деятельность. Аптека не имеет лицензии на оптовую продажу. Куда должны сдавать ФАПы выручку за реализованный товар, в кассу аптеки или больницы? За отпущенный товар, больница как должна оплачивать аптеке — после отпуска или реализации товара? И оплачивает ли аптека услугу больнице за реализацию товара? Если деятельность ФАПов по реализации медикаментов населению является розничной торговлей, кто является плательщиком ЕНВД — больница или аптека?
Ответ: Как мы уже писали, в терминологии Федерального закона РФ от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 29.11.2010) как аптека, так и фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), являющийся обособленным подразделением медицинской организации, должны считаться аптечными организациями, т.е. аптека не вправе осуществлять реализацию лекарственных средств в другую аптечную организацию, если у нее нет лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами. Выходом из такой ситуации может стать заключение договора комиссии между аптекой и медицинской организацией, в структуру которой входит ФАП, в рамках которого аптека как комитент осуществляет розничную торговлю лекарствами населению, пользуясь услугами ФАП и выплачивая медицинской организации, в структуру которой входит этот ФАП, за данные услуги комиссионное вознаграждение. Медицинская организация приходует выручку, получаемую ФАП, в кассу организации и затем расплачивается с аптекой, удерживая оговоренное в договоре комиссии комиссионное вознаграждение. При этом медицинская организация в лице своего обособленного подразделения ФАП оказывает аптеке услугу по комиссионной торговле, т.е. заведомо не является плательщиком ЕНВД, поскольку посреднические услуги не указаны в числе видов деятельности, подлежащих переводу на режим ЕНВД, приведенных в части 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. При этом и аптека как комитент, не может считаться плательщиком ЕНВД по комиссионной торговле, поскольку розничная торговля осуществляется на не принадлежащих комитенту торговых площадях, а ЕНВД рассчитывается с использованием показателей, установленных статьей 346.29 НК РФ, среди которых величины торговых площадей комиссионеров не указаны. Заметим, тем не менее, что, по мнению Минфина РФ посредники должны платить ЕНВД в тех случаях, когда реализуют товары от своего имени. Обосновывают они это тем, что в таких ситуациях по договору розничной купли-продажи посредник исполняет обязанности продавца (см., например, Письма Минфина России от 21.12.2010 N 03-11-06/3/167, от 26.05.2009 N 03-11-06/3/145, от 18.03.2009 N 03-11-06/3/63, от 17.03.2008 N 03-11-04/3/119). Поскольку в рамках договора комиссии согласно части 1 статьи 990 Гражданского кодекса РФ комиссионер действуют от своего имени, то, следуя логике чиновников Минфина РФ, он должен быть, признан плательщиком ЕНВД. Так, в Письме Минфина РФ от 03.05.2011 N 03-11-06/3/53 указывается, что деятельность комиссионера по осуществлению розничной торговли подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход только в том случае, если комиссионер реализует товар от своего имени через объект организации торговли, который принадлежит или используется комиссионером в предпринимательской деятельности на правовых основаниях (собственность, аренда и т.п.). Таким образом, с точки зрения Минфина РФ, в случае реализации аптекой лекарственных средств через ФАП в рамках договора комиссии плательщиком ЕНВД является медицинская организация.
Директор юридической
компании «Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
24.05.2011