«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 10
Вопрос: Финансовым управлением женской консультации был открыт счет в муниципальном казначействе по деятельности, приносящей доход (платные услуги), и отдельный счет для получения денежных средств в счет оплаты родовых сертификатов. Какой будет корреспонденция счетов по отражению операций, осуществляемых в рамках приносящей доход деятельности, и по учету средств, полученных в качестве оплаты услуг по родовым сертификатам?
Ответ: Согласно Письму Минфина России от 22.09.2006 N 02-14-11/2565 денежные средства, которые поступают учреждениям здравоохранения от регионального отделения ФСС в соответствии с договорами на оплату услуг по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и родов (по родовым сертификатам), следует отражать по коду 000 3 02 01020 02 0000 130 «Доходы от продажи услуг, оказываемых учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с экономической классификацией доходов как доходы от оказания платных услуг (код 130 «Доходы от оказания платных услуг»). Несмотря на то что в данном Письме дана ссылка на Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.2005 N 152н, которые применялись в 2006 и 2007 гг., на основании Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, такие средства отражаются по этому же коду бюджетной классификации. Денежные средства, полученные от оказания платных услуг и в качестве оплаты талонов родовых сертификатов, согласно п. 140 Инструкции N 25н <> отражаются по дебету счета 2 201 01 510 «Поступление денежных средств учреждения на банковские счета». В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления, если налогоплательщики-получатели ведут по ним отдельный учет доходов (расходов).
<> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
Исходя из пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ, а также п. 2 Приказа Минздравсоцразвития России от 15.01.2007 N 33 «О Порядке и условиях оплаты государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, и выдачи женщинам родовых сертификатов» средства, получаемые государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения за оказание медицинских услуг женщинам в период беременности и родов из ФФОМС и ФСС РФ, являются целевыми поступлениями. Это также подтверждается в Письме Минфина России от 05.12.2005 N 03-03-02/137. Таким образом, по получаемым в качестве оплаты талонов родовых сертификатов средствам должен быть организован отдельный учет путем введения в код аналитического учета счетов, используемых при отражении операций, осуществляемых с данными средствами, дополнительного знака, который будет нести в себе необходимую информацию (п. 9 Инструкции N 25н). В таблице приведена корреспонденция счетов. 1. По средствам, получаемым в рамках приносящей доход деятельности:
Содержание операции Дебет Кредит Нормативный документ Начислен доход за 2 205 03 560 2 401 01 130 п. 140 оказанные услуги Инструкции N 25н Поступили денежные 2 201 01 510 2 205 03 660 п. 140 средства в счет оплаты 2 201 04 510 Инструкции оказанных услуг N 25н
Сформирована фактическая 2 106 04 340 2 302 xx 730 п. 73
стоимость оказанных услуг 2 104 xx 410 Инструкции 2 105 xx 440 N 25н
Списана стоимость расходов 2 401 01 130 2 106 04 440 п. 217
по произведенным услугам Инструкции N 25н
Начислен налог на прибыль 2 401 01 130 2 303 03 730 п. 187
Инструкции N 25н Списаны денежные средства п. 170 со счета для оплаты Инструкции расходов, производимых в N 25н; рамках приносящей доход п. 183 деятельности: Инструкции - в кассу учреждения 2 210 03 560 2 201 01 610 N 25н 2 201 04 510 2 210 03 660 - при безналичных расчетах 2 302 xx 830 2 201 01 610 2 206 xx 560 2 201 01 610
2. По средствам, получаемым в качестве оплаты талонов родовых сертификатов:
Содержание операции Дебет Кредит Нормативный документ Начислен доход за 2 205 03 560 2 401 01 130 п. 140 оказанные услуги женщинам <> Инструкции в период беременности и N 25н
родов
Поступили денежные 2 201 01 510 2 205 03 660 п. 140 средства в счет оплаты Инструкции оказанных услуг N 25н Отражены расходы, 2 106 04 340 2 302 01 730 п. 73 произведенные за счет 2 302 19 730 Инструкции средств, полученных в 2 104 04 410 N 25н качестве оплаты талонов 2 105 01 440
родовых сертификатов
Произведена оплата 2 302 01 730 2 201 01 610 п. 183 указанных выше расходов 2 302 19 730 Инструкции (выплачена заработная 2 302 22 730 N 25н
плата, оплачены медицинское оборудование, медикаменты) <*>
Списана стоимость расходов 2 401 01 130 2 106 04 440 п. 217
по произведенным услугам Инструкции N 25н
<> От редакции: в статье Т.Сильвестровой «Оплата услуг, оказываемых медицинскими учреждениями женщинам по родовым сертификатам» (N 3, 2007) высказывалось мнение о том, что доходы при передаче счетов на оплату талонов родовых сертификатов следует классифицировать как доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ. Эта позиция была обоснована тем, что денежные средства, поступившие в оплату талонов родовых сертификатов, медицинские учреждения получают из бюджета ФСС РФ, тогда как бюджетные ассигнования выделяются им за счет средств федерального, региональных или местных бюджетов. Тем не менее органы ФСС РФ настаивают на том, что получаемые медучреждениями в качестве оплаты талонов родовых сертификатов денежные средства следует отражать как доходы, полученные в рамках приносящей доход деятельности. <*> Здесь следует отметить, что денежные средства, полученные учреждением в качестве оплаты родовых сертификатов, нужно расходовать строго по направлениям и в размере, которые установлены Порядком и условиями расходования средств, связанных с оплатой государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии — медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг по медицинской помощи, оказанной в период беременности, в период родов и послеродовой период, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 19.01.2007 N 50. Так, согласно п. 3 данных Порядка и условий средства на оплату услуг за оказанную амбулаторно-поликлиническую помощь женщинам в период беременности направляются учреждениями здравоохранения на: — оплату труда медицинского персонала в размере 35-45% от их суммы; — обеспечение медикаментами женщин в период беременности в размере 20-33% от их суммы; — оснащение медицинским оборудованием, инструментарием, мягким инвентарем и изделиями медицинского назначения (оставшаяся сумма).
Эксперт журнала
«Бюджетные учреждения
здравоохранения:
бухгалтерский учет
и налогообложение»
Л.МАГУРИНА
Подписано в печать
27.09.2007