Recipe.Ru

Вопрос: Аптека находится в жилом доме, помещение переведено в нежилое. Как правильно начислить амортизацию или износ в конце года по нормам амортизационных отчислений? («Нормативные акты и комментарии для фармации», 2005, N 1)

«Нормативные акты и комментарии для фармации», 2005, N 1

Вопрос: Аптека находится в жилом доме, помещение переведено в нежилое. Как правильно начислить амортизацию или износ в конце года по нормам амортизационных отчислений?

Ответ: Поскольку из Вашего вопроса не ясно, в какой момент используемое в производственных целях помещение переведено в нежилой фонд напоминаем, что в соответствии со статьей 7 Жилищного кодекса РСФСР и статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации использование помещений в жилых домах для нужд промышленного характера запрещается. Если производственное помещение оборудовано в помещении, не переведенном в установленном порядке в разряд нежилых помещений, то это помещение не может относиться к основным фондам. Начисление амортизации по данному объекту неправомерно. Нежилое помещение, являющееся частью здания, входит в состав имущества, определяемого ст. 130 Гражданского кодекса РФ как недвижимость. Правоотношения сторон по договору купли-продажи недвижимости регулируются параграфом 7 гл. 30 ГК РФ. По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (п. 1 ст. 549 ГК РФ). Переход права собственности на недвижимость по указанному договору подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ) и происходит после такой регистрации (п. 2 ст. 223 ГК РФ). Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 29.06.2004) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Согласно п. 1 ст. 556 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче (например, акта приемки-передачи). В соответствии с п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, затраты на приобретение помещения, не оформленные документами, подтверждающими государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях, относятся к незавершенным капитальным вложениям. После государственной регистрации права собственности введенное в эксплуатацию помещение, приобретенное за плату, подлежит принятию к бухгалтерскому учету в составе основных средств (ОС) (п.п. 4, 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (в ред. от 18.05.2002). При этом первоначальной стоимостью данного объекта ОС признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 8 ПБУ 6/01). В первоначальную стоимость объекта ОС в рассматриваемом случае следует включить сумму, уплачиваемую в соответствии с договором продавцу, а также регистрационные сборы, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект ОС (п.п. 8, 12 ПБУ 6/01). В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (в ред. от 07.05.2003) затраты на приобретение внеоборотных активов отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 08-4 «Приобретение объектов основных средств», в корреспонденции в данном случае со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму, определяемую на основании договора купли-продажи и акта приемки-передачи помещения. Сумма НДС по приобретенному помещению отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 60. Согласно п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию, фактически эксплуатируемым, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. При принятии этих объектов к бухгалтерскому учету в качестве ОС после государственной регистрации производится уточнение ранее начисленной суммы амортизации. В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта ОС определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Способ определения срока полезного использования и метод начисления амортизации закрепляется в учетной политике организации. Срок полезного использования в бухгалтерском учете можно определять в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. В связи с тем, что согласно п. 52 Методических указаний амортизация (при наличии вышеуказанных условий) начисляется по объекту недвижимости, не включенному в состав ОС, в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, срок полезного использования помещения, введенного в эксплуатацию, определяется в месяце подачи документов на государственную регистрацию. Следовательно, начисление амортизации по помещению в бухгалтерском учете производится, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи документов на государственную регистрацию. При этом организация начисляет амортизацию по помещению в бухгалтерском учете, исходя из стоимости помещения, отраженной на счете 08, субсчет 08-4, и установленной ежемесячной нормы амортизации. После государственной регистрации права собственности на помещение организация принимает помещение к учету в качестве объекта ОС по первоначальной стоимости. Также необходимо произвести корректировку (доначисление) начисленной амортизации. Начисление амортизации по помещению отражается в бухгалтерском учете торговой организации по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» (Инструкция по применению Плана счетов).

Аудитор юридической компании
«Юнико-94»
Л.П.ПОЛЕВАЯ
Подписано в печать
26.11.2004


Exit mobile version