Recipe.Ru

Статья. «Уничтожение лекарств, которые нельзя продавать» (А.Н.Симонова) («Главбух». Приложение «Учет в медицине», 2006, N 1)

«Главбух». Приложение «Учет в медицине», 2006, N 1

УНИЧТОЖЕНИЕ ЛЕКАРСТВ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРОДАВАТЬ

Испорченные медикаменты и лекарства с истекшим сроком годности, а также подделки запрещено продавать, и они должны быть уничтожены, на это указал в Письме от 30 декабря 2005 г. N 01И-838/05 Росздравнадзор. Также там сообщено, что порядок уничтожения медикаментов определен Инструкцией. О том, кто должен этим заниматься и каков порядок учета и налогообложения в этом случае, пойдет речь в нашей статье.

Примечание. Инструкция о порядке уничтожения лекарственных средств утверждена Приказом Минздрава России от 15 декабря 2002 г. N 382.

Кто осуществляет уничтожение лекарств

Этим занимаются предприятия, имеющие соответствующую лицензию. Для этого собственник или владелец испорченных лекарств, лекарств с истекшим сроком годности или подделок должен заключить с таким предприятием договор, передав ему для ликвидации лекарства. При этом составляют акт, в котором указывают (п. 10 Инструкции о порядке уничтожения лекарственных средств): — дату и место уничтожения;
— место работы, должность, Ф.И.О. лиц, принимавших участие в уничтожении; — основание для уничтожения;
— сведения о наименовании (с указанием лекарственной формы, дозировки, единицы измерения, серии) и количестве уничтожаемого лекарственного средства, а также о таре или упаковке; — наименование производителя лекарственного средства; — наименование владельца или собственника лекарственного средства; — способ уничтожения.
Этот акт подписывается всеми членами комиссии по уничтожению лекарственных средств. Затем на нем ставит печать предприятие, которое ликвидирует лекарственные средства.

Примечание. Способы уничтожения медикаментов Это делают так:
— жидкие лекарства (растворы для инъекций, микстуры, капли и т.д.) — путем раздавливания (ампулы) с последующим разведением содержимого ампул, пакетов и флаконов водой в соотношении 1:100 и сливом образующегося раствора в промышленную канализацию. Остатки ампул, аэрозольных баллонов, пакетов и флаконов вывозят как производственный или бытовой мусор; — твердые лекарственные формы (порошки, таблетки, капсулы и т.д.), содержащие водорастворимые субстанции лекарственных средств, дробятся до порошкообразного состояния, разводятся водой в соотношении 1:100 и сливаются в промышленную канализацию; — твердые лекарственные формы (порошки, таблетки, капсулы и т.д.), содержащие субстанции лекарственных средств, нерастворимые в воде, мягкие лекарственные формы (мази, суппозитории и т.д.), трансдермальные формы лекарственных средств, а также фармацевтические субстанции сжигают; — наркотические средства и психотропные вещества, входящие в списки II и III Перечня наркотических средств, уничтожают в соответствии с законодательством РФ;

Как учитывать расходы по уничтожению лекарств?

Конечно же, за уничтожение медикаментов их собственнику (владельцу) придется заплатить. На стоимость таких услуг ему нужно получить счет-фактуру и акт приемки выполненных работ, на основании которых он отразит у себя в учете расходы по уничтожению лекарств. Такие расходы принимаются в целях налогообложения прибыли (пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). Соответственно, «входной» НДС по ним можно принять к вычету из бюджета.

Как списать стоимость уничтоженных медикаментов?

В бухучете стоимость таких лекарств отражается по счету 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а затем списывается либо на виновных лиц, либо на убытки (если виновных нет). В последнем случае возникает вопрос: можно ли учесть суммы таких убытков в целях налогообложения прибыли? К сожалению, нет. Дело в том, что Налоговый кодекс РФ дает право на списание в составе расходов потерь от: — недостач материальных ценностей в производстве, на складах, в торговых фирмах (пп. 5 п. 2 ст. 265); — порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254). Получается, что стоимость испорченных лекарств, медикаментов с истекшим сроком годности или подделок, которые являются готовой продукцией или товаром, нельзя учесть в составе расходов, принимаемых при налогообложении прибыли. При этом налоговики еще требуют, чтобы фирма-производитель или торговец восстановила «входной» НДС по списанным лекарствам. Их мнение таково: это нужно сделать, поскольку списываемые лекарства не будут реализованы, а следовательно, организация не будет начислять НДС с суммы выручки от их реализации. Поэтому нужно восстановить «входной» НДС по сырью, из которого изготовлено лекарство (в фармацевтических предприятиях), и по лекарствам (в торговых организациях), предъявленный ранее к вычету. Однако с этим можно поспорить. Ведь в нашем случае суммы «входного» НДС были предъявлены к вычету на законных основаниях. Поскольку фармацевтические заводы приобретали сырье для изготовления лекарств на продажу, а торговые фирмы покупали лекарства для перепродажи. Списывать их пришлось, потому что они испортились или оказались подделками. Однако Налоговый кодекс РФ не содержит прямого указания на необходимость восстановления НДС в случае списания таких лекарств.

Примечание. Мнение специалиста

Н.Е.Барановская, главный бухгалтер ООО «Ригла»

Аудитор
А.Н.СИМОНОВА
Подписано в печать
28.02.2006


Exit mobile version