«Московские аптеки», 2003, N 6
У АПТЕК ПОДМОСКОВЬЯ ЕСТЬ И СЕГОДНЯ, И ЗАВТРА
27 мая 2003 г. состоялась IX конференция «Аптечная служба Подмосковья: сегодня и завтра». Эта традиционная конференция работников фармацевтической сети Московской области имеет целью подвести итоги прошедшего года, выявить накопившиеся проблемы. Организаторами мероприятия выступили Минздрав МО, МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского, НТО «ЮНИКО».
Основными вопросами в этом году были: вопросы улучшения лекарственного обеспечения жителей МО, обсуждение нового отраслевого стандарта и грядущая приватизация государственных аптек. Председатель конференции первый зам. министра здравоохранения Правительства МО И.Б.Богин отметил, что фармпредприятия Подмосковья в условиях рынка сохранили верность принципам приоритетного соблюдения интересов потребителей. В области удается сдерживать цены на ЛС, их уровень на 15-20% ниже московских. Совершенствуется система снабжения льготных категорий граждан лекарственными препаратами, но вместе с тем в этой сфере имеется большое количество проблем и недостатков. Одна из основных задач МЗ МО — создание полноценной правовой базы для эффективной работы аптечной службы Подмосковья. С этой целью в ближайшее время на рассмотрение Правительства МО и областной Думы будет вынесен проект закона «О лекарственном обеспечении жителей Московской области». Проект закона в настоящее время проходит юридическую экспертизу, но хотелось бы, чтобы к обсуждению закона подключились широкие круги медицинской и фармацевтической общественности. Одной из важных задач МЗ МО является укрепление вертикали управления фармацевтической отраслью, контроль деятельности субъектов фармацевтической отрасли, качества ЛС. Начальник Управления организации лекарственной помощи МЗ МО А.И.Иванов в своем докладе «Итоги деятельности аптечной службы Московской области за 2002 г.» отметил, что данные лицензионной комиссии выявили недостаточную сформированность товаропроводящей сети области и ее оптового и розничного сектора. В настоящее время на территории области осуществляют фармацевтическую деятельность 99 предприятий оптовой торговли, получивших лицензию от лицензионного органа МО, 56 предприятий в области действуют на основании лицензий, выданных другими субъектами РФ. Розничный сектор представлен 1633 аптечными предприятиями (из них 760 — государственной и муниципальной форм собственности): 265 аптек с РПО (из них 239 — государственной и муниципальной форм собственности), общее количество аптек готовых лекарственных форм составляет 462 (из них 187 — государственной и муниципальной форм собственности), аптечных пунктов на начало этого года в МО 598 (из них 257 — государственной и муниципальной форм собственности), аптечных киосков 308 (из них 76 — государственной и муниципальной форм собственности). Обеспечение населения необходимой продукцией осуществляют 31 магазин «Оптика». Функционируют 2 межбольничные аптеки и 13 аптечных пунктов от аптек и учреждений здравоохранения, которые осуществляют льготный отпуск ЛС. Структурные изменения в аптечной сети идут по следующим направлениям: сокращение производственных аптек и преобразование производственных аптек в аптеки ГЛФ. В 2002 г. в МО 14 производственных аптек преобразованы в аптеки ГЛФ. По решению руководителей местного самоуправления в 2002 г. прекратили деятельность 15 муниципальных аптек, 5 из которых впоследствии были приватизированы. Наблюдается тенденция к открытию новых аптечных пунктов, а не аптечных киосков. Аптечные киоски либо закрываются как нерентабельные, либо реорганизуются при выполнении требований, предъявляемых к аптечным пунктам. В течение 2002 г. было выдано 389 лицензий, в т.ч. 8 лицензий на деятельность, связанную с оборотом наркотических и психотропных средств. В прошедшем году Управлением организации лекарственной помощи МЗ МО проводились комплексные, целевые, плановые и неплановые проверки. Наибольшее число выявленных при проверках нарушений относится к несоблюдению условий хранения ЛС и нарушению санитарных норм и правил. Выявлены нарушения правил реализации рецептурных препаратов. Установлены факты реализации недоброкачественной, фальсифицированной продукции, продукции с истекшим сроком годности. На основании анализа результатов проведенных проверок Управлением сделан следующий вывод: существует недостаточный контроль органов управления аптечной сетью над деятельностью подведомственных предприятий, а также отмечена низкая исполнительская дисциплина отдельных руководителей фармпредприятий. Результаты финансово-хозяйственной деятельности МО за 2002 г. свидетельствуют о том, что на них значительное влияние оказало введение НДС. В целом товарооборот по сравнению с 2001 г. вырос и составил с учетом налогов 3 160 млн. р., что почти на 25% больше показателя 2001 г., однако без НДС и прочих налогов этот показатель составил 2 850 млн. р., что лишь на 14% выше товарооборота 2001 г. После введения НДС темп прироста общего товарооборота замедлился. В ряде районов общий товарооборот оказался даже ниже, чем в 2001 г. Доля розничного товарооборота по сравнению с 2001 г. снизилась на 2% и составила около 73%, доля безналичного товарооборота увеличилась на те же 2%. В структуре товарооборота по безналичному расчету почти 2/3 приходится на товарооборот, связанный с льготным отпуском. Возрос также удельный вес издержек обращения, он составил 22% в общем товарообороте, при этом наиболее высокую долю в структуре издержек занимают расходы по оплате труда (свыше 55%) и расходы на содержание зданий и оборудования (около 10%). Задолженность бюджета за медикаменты, выданные льготным категориям граждан, возросла в течение 2002 г. с 7,5 млн. р. до 17 млн. р. В основном аптечные предприятия МО работают с прибылью и являются добросовестными плательщиками налогов в федеральный, областной и муниципальный бюджет. Рентабельность в целом по аптечным предприятиям МО за 2002 г. снизилась почти на 1% и составила всего лишь 0,44%. Тревожит и то обстоятельство, что количество районов, имеющих убыток от фармдеятельности, увеличилось с 2 до 13. Хотя в целом в области финансово-хозяйственное состояние было устойчивым, но ведение НДС наряду с другими факторами стало причиной резкого увеличения количества убыточных аптечных предприятий. С целью поддержки экономического положения фармпредприятий главам администраций муниципальных образований были направлены письма от МЗ МО с рекомендациями уменьшения арендной платы и обеспечения своевременного возмещения расходов аптекам, участвующим в льготном лекарственном обеспечении населения МО. Своей приоритетной задачей Управление считает совершенствование системы поставок медикаментов в аптечные предприятия. Значительную долю в ассортименте аптек и медицинских учреждений составляют ЛС и ИМН из перечня ЖНВЛС. Такие поставки осуществляются на конкурсной основе через систему ответственных поставщиков. В 2002 г. были проведены 2 конкурса ответственных поставщиков. Среди препаратов и товаров медицинского назначения, выигравших конкурс, имеются торговые позиции, выпускаемые предприятиями МО, такими, как химфармкомбинат «Акрихин», Щелковский витаминный завод, ЗАО СП «Оболенское» и др. Доля медикаментов и товаров медицинского назначения, закупленных у ответственных поставщиков по фиксированным ценам, возросла с 25% в 2001 г. до 36% в 2002 г. от общего товарооборота, в основном, это медикаменты из перечня ЖНВЛС. Цены ЛС, поставляемых аптечным предприятиям и медучреждениям области, зачастую не только ниже предлагаемых фармрынком России на 15-20% в среднем, но также ниже цен производителей, зарегистрированных в госреестре цен. В системе снабжения напрямую задействованы производители и крупные оптовые поставщики, что позволяет снизить цены, уменьшить риск проникновения в розничную сеть некачественных и фальсифицированных препаратов. Большое внимание уделяется льготному лекарственному обеспечению. В 2002 г. расходы на медикаменты за счет средств областного и муниципальных бюджетов составили свыше 1 млрд. р., или 13% общих расходов здравоохранения области. Отработанная за последние годы система приобретения лекарств для стационаров и льготных категорий населения на условиях конкурса позволила увеличить обеспеченность стационаров ЖНВЛС с 417 млн. р. в прошлые годы до 650 млн. р. в 2002 г. Но вместе с тем наблюдается бюджетная задолженность аптекам за препараты, выданные льготным группам населения. Функции по осуществлению контроля качества изготовления и реализации ЛС на территории МО осуществляет ГУП «Московский областной центр сертификации и контроля качества ЛС». Центр сертификации регулярно готовит и размещает на информационном сайте МЗ МО оперативную информацию о фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных препаратах, совместно с МЗ МО ежемесячно издает справочник по забракованной и фальсифицированной продукции, организует оперативное проведение проверок в аптечных предприятиях, проводит анализ готовых ЛС, поступивших от оптовых поставщиков. За 2002 г. проведено 4000 анализов, проверено 807 аптечных предприятий различных форм собственности, при этом в 2002 г. выявлено 50 серий фальсифицированных ЛС. Наиболее часто выявлялись фальсификаты под торговыми именами «Трихопол», «Мезим форте», «Эссенциале форте» и «Супрастин». Оценивая положение в сфере лекарственного обеспечения населения, можно отметить, что положение улучшилось, но еще далеко от совершенства, в связи с чем определены важнейшие задачи в сфере организации и управления лекарственным обеспечением: 1. Необходимо провести анализ законов и нормативно-правовых актов в сфере лекарственного обеспечения населения с целью совершенствования регионального законодательства. 2. Следует создать единую систему надзорных требований к фарморганизациям, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки 2 и 3. 3. Должна быть оптимизирована система закупок ЛС за счет средств областного бюджета. 4. Совместно с экономистами, юристами, муниципальными администрациями должен быть усовершенствован механизм льготного обеспечения граждан, при котором и государственные гарантии населению будут соблюдены, и аптекам этот вид деятельности не будет в убыток. И.В.Косова, зав. кафедрой маркетинга и менеджмента фармации ФУП РУДН считает, что необходимо достижение консенсуса в отношениях «аптека-государство». Важное направление государственного регулирования на втором этапе приватизации — это регулирование разгосударствления. В Москве соотношение частных и государственных аптек составляет примерно 50:50. Государственных аптек в МО — 66%. В каком виде произойдет разгосударствление аптек в Подмосковье? Всегда ли необходима продажа аптечного предприятия, при которой меняется форма собственности? Есть другие пути: реорганизация унитарного предприятия, путь слияния (объединяются несколько юридических лиц и образуется новое), путь присоединения (к действующему предприятию присоединяются еще несколько, и присоединившиеся теряют право юридического лица) и, наконец, путь преобразования унитарного предприятия в ОАО. Конечно, государство оставит какое-то количество государственных аптек, их норма в цивилизованном обществе 10-15%. Таким аптекам, безусловно, потребуется государственная поддержка. Во-первых, при выполнении задачи бесплатной и льготной помощи государство должно вовремя возмещать затраты аптек. Во-вторых, помощь необходима аптекам с производством, которое остается нерентабельным. В-третьих, в издержках убыточных аптек достаточно велика доля арендной платы и коммунальных платежей. Государство могло бы взять на себя задачу снизить арендную плату, ввести льготы по оплате коммунальных платежей и т.д. Как же распределяются сейчас права собственника аптеки и права руководителя? Собственником муниципального предприятия является муниципальное образование. Прав у собственника много, у руководителя — остается все меньше. К аптекам предъявляются высокие требования, но права их постоянно ущемляются. Собственник имеет право на часть прибыли предприятия помимо налога на имущество. Пока это не очень актуально для МО, в которой нет принятой программы приватизации, но знать о том, что предусмотрена поддержка для приватизированных аптек, необходимо. Это покупка пакета акций городом при проведении дополнительной эмиссии, предоставление кредитов под конкретный инвестиционный проект, предоставление различных льгот (налоговых и пр.) и оказание организационной помощи в управлении предприятия. Воспользовалась ли какая-нибудь аптека в Москве этими приватизационными возможностями? Нет, не воспользовалась. Почему? Потому что ничего о них не знает. Выступление Л.А.Павловой, директора института фармацевтического менеджмента, было посвящено новому ОСТу. Она зачитала фрагмент доклада начальника Управления организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарствами и медицинскими изделиями Минздрава РФ Н.И.Подгорбунских. При обсуждении нового ОСТа фармацевты и провизоры высказали целый ряд замечаний и критических откликов. По словам Н.В.Якименко (МУП «Фармация», г. Ступино), если строго следовать новому стандарту, ряд сельских населенных пунктов может остаться без аптечных предприятий. И.В.Косова указала на ряд профессиональных ошибок в новом ОСТе. Если бы его проект направили на обсуждение в аптеки, то многих досадных ошибок удалось бы избежать, а сегодня необходимо изъять новый ОСТ и отправить его на доработку. Учитывая многочисленные претензии провизоров и фармацевтов к новому ОСТу, участниками IX научно-практической конференции был принят проект обращения к Минздраву РФ. Развитие рыночных отношений в сфере обращения ЛС и отсутствие утвержденных до последнего времени на федеральном уровне стандартов площадей аптечных предприятий привело к резкому росту мелкорозничных предприятий, расположенных как в отдельно стоящих зданиях, так и в приспособленных помещениях, в т.ч. на территории торговых центров и рынков. Минимальные нормативы размещения аптечных предприятий, рекомендованные Минздравом РФ, в 1994 г. привели в большинстве случаев при существующем ассортименте ЛС и ИМН, других товаров, разрешенных к реализации через аптечные организации, к нарушениям требований действующих нормативных актов, регулирующих фармдеятельность. Возникла необходимость более жестких требований к размещению аптечных пунктов и аптечных киосков. Эти организации, являющиеся структурными подразделениями аптек, многопрофильных коммерческих организаций или самостоятельными организациями, нередко прекращали свою деятельность либо не выдержав конкуренции на фармрынке, либо не обеспечив на площади 20 кв. м выполнения всех требований законодательства по реализации ЛС. Введение отраслевого стандарта в аптечных организациях с 30 марта 2003 г. явилось своевременным. Его выполнение позволит привести в соответствие с действующими нормативными актами условия хранения и реализации ЛС в аптечных организациях независимо от организационно-правовой формы, а самое главное, упорядочить территориальное размещение аптечных предприятий. Отраслевой стандарт определяет требования к аптечным предприятиям и организациям не только к размещению, но и к функциональной деятельности в дополнение уже существующих актов. Вместе с тем введение указанного выше отраслевого стандарта привело к появлению вопросов к его разработчикам как у аптечных работников, руководителей аптечных предприятий, органов управления здравоохранением и аптечной службы муниципальных образований, так и у Минздрава МО как органа, лицензирующего осуществление фармдеятельности в Подмосковье. На сегодняшний день на территории области осуществляют фармдеятельность аптечные пункты и аптечные киоски, которые не соответствуют требованиям ОСТа по общей площади, по набору помещений и их размерам, а также аптечные организации различных форм собственности, в т.ч. и муниципальные аптеки, которые при наличии общей площади значительно больше минимальной не соответствуют минимальным требованиям по размещению отдельных помещений. В большинстве случаев аптечные предприятия, и в первую очередь аптеки, размещены в капитальных зданиях, и приведение их в соответствие с ОСТом не представляется возможным. В населенных пунктах, расположенных в сельской местности, аптечные организации и организации мелкорозничной торговли привести в соответствие с требованиями минимальных площадей для них в большинстве случаев невозможно. Дополнительное строительство предполагает вложение значительных финансовых средств, коммерческие организации не заинтересованы в открытии предприятий в сельских населенных пунктах с небольшим количеством населения и с незначительной покупательной способностью его. Приведение в соответствие с ОСТом существующих аптечных организаций, а также выполнение требования стандартов к размещению мелкорозничных аптечных организаций без учета особенностей сельских населенных пунктов может привести к нарушению в обеспечении ЛС населения МО. В связи с вышеизложенным участники IX научно-практической конференции «Аптеки Подмосковья: сегодня и завтра» обращаются в Минздрав РФ с просьбой о разрешении вопроса предоставления права лицензирующим органам субъектов РФ принимать самостоятельное решение о выдаче лицензий на осуществление фармдеятельности с учетом особенностей населенных пунктов, где предполагается размещение новых аптечных предприятий, помещения которых частично не соответствует установленным требованиям. На конференции также были отмечены лучшие аптечные работники прошлого года. В номинации «Лучший провизор» первого места была удостоена И.А.Мироненко, провизор-технолог аптеки N 728 ММУ Раменская ЦРБ. Второе место присуждено И.А.Ивановой, провизору-аналитику аптеки N 727 ММУ Подольская ЦРБ.
Е.ПЕРЕСТОРОНИНА
Подписано в печать
24.06.2003