Recipe.Ru

Статья. «Правовые основы проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций: проверки налоговой инспекцией» (продолжение) (Е.М.Бородина) («Московские аптеки», 2007, N 3)

«Московские аптеки», 2007, N 3

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОВЕРКАМ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ПРОВЕРКИ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИЕЙ

Продолжение. Начало в МА N 05-12/06, N 02/07

Настоящая статья является продолжением серии статей, опубликованных в предыдущих номерах, посвященных правовым основам проведения мероприятий по проверкам аптечных организаций, а также статьи, опубликованной в предыдущем номере газеты, которая была посвящена проведению камеральных и встречных налоговых проверок. В данной статье рассмотрены особенности проведения выездных проверок налоговыми инспекциями. Согласно п. 1 ст. 89 Налогового кодекса РФ, выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения организации (обособленного подразделения организации — в случае его самостоятельной проверки). Форма такого решения утверждена Приказом ФНС РФ от 25.12.06 N САЭ-3-06/892 «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки». При получении решения о проведении выездной налоговой проверки проверяемой организации следует обратить внимание на верное заполнение всех его реквизитов (отсутствие или неверное заполнение — законный повод для отказа проверяющим в доступе на территорию организации). В частности, решение должно содержать: — наименование налогового органа;
— номер решения и дату его вынесения;
— наименование организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка; — идентификационный номер налогоплательщика; — периоды, за которые проводится проверка; — предмет проверки (налоги, правильность исчисления и своевременность уплаты которых подлежит проверке); — Ф.И.О., должности сотрудников налогового органа с указанием руководителя проверяющей группы и сотрудников ОВД; — подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина. Следует обратить внимание, что с 01.01.2007 года налоговые органы не только не вправе проводить 2 и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, как было ранее, но и, в соответствии с п. 5 ст. 89 НК РФ, не вправе проводить более двух выездных проверок в течение календарного года (исключение составляют решения руководителя ФНС России о необходимости проведения выездной проверки сверх данного ограничения). Однако нужно учитывать, что при подсчете количества проверок, в него не входят самостоятельные выездные налоговые проверки обособленных подразделений организации, которые, в соответствии с п. 7 ст. 89 НК РФ, проводятся по предмету местных и (или) региональных налогов. При этом на каждое обособленное подразделение распространяются ограничения допустимого количества проверок в установленные периоды в той же степени, что и на саму организацию. Что касается периода, который может быть проверен в рамках выездной проверки, то он не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (при повторной выездной проверке — предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки). При этом если выездная проверка является повторной или осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, то проводиться она может независимо от времени проведения предыдущей проверки, а в случае реорганизации (ликвидации) организации — также независимо и от ее предмета. На повторные выездные проверки, в соответствии с п. 10 ст. 89 НК РФ, не распространяются ограничения допустимого количества проверок в установленные периоды. Отметим, что, в соответствии с указанным пунктом, повторной признается выездная налоговая проверка, проводимая по тем же налогам и за тот же период, что и предыдущая проверка. Проводиться она может: — вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку или — налоговым органом, ранее проводившим проверку — в случае представления проверенной им организацией уточненной налоговой декларации с указанием меньшей суммы налога, чем была заявлена прежде. Если предъявленные проверяющими решение и удостоверения вызывают сомнение, не стесняйтесь удостовериться в направлении проверяющих налоговой инспекцией посредством телефонного звонка. Пустить проверяющих на территорию организации вы вправе при одновременном предъявлении решения и служебных удостоверений лиц, поименованных в нем. После проверки документов руководителю организации или его представителю надлежит расписаться в нижней части решения о назначении выездной налоговой проверки после слов: «С решением на проведение выездной налоговой проверки ознакомлен» — с указанием соответствующей даты. Выездная проверка, как правило, проводится на территории налогоплательщика, в отношении которого принято решение о проведении проверки. Однако нужно учесть, что изменениями в статью 89 НК РФ, вступившими в силу с 01.01.2007 года, предусмотрена возможность ее проведения в помещении налогового органа, в случае если у проверяемого налогоплательщика отсутствует возможность для представления помещения сотрудникам налогового органа. Но, где бы ни проходила проверка, имеет смысл не откладывать в долгий ящик представление проверяющим лицам запрашиваемых подлинников документов, возможность ознакомления с которыми организация обязана обеспечить по п. 12 ст. 89 НК РФ. Это связано с тем, что изменениями в статью 113 НК РФ, вступившими в силу с 01.01.2007 года, предусмотрена возможность приостановления течения срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 НК РФ, если организация, подлежащая выездной проверке, активно противодействовала ее проведению. Течение срока восстанавливается со дня вынесения решения о возобновлении выездной проверки. Помимо указанных изменений, остается также и закрепленное подпунктом 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ право налоговых органов определять суммы налогов расчетным путем. Изменения коснулись также и времени проведения выездной проверки. Так, с 01 января 2007 года двухмесячный (месячный — при самостоятельных выездных проверках обособленных подразделений организации) срок (п.п. 6, 7 ст. 89 НК РФ), предусмотренный для проведения проверки, исчисляется, согласно п.п. 8, 15 ст. 89 НК РФ, со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, т.е. по календарному принципу, в отличие от прежнего исчисления фактического времени пребывания инспекторов на территории налогоплательщика, что, несомненно, является большим плюсом для организации. Тем не менее, двухмесячный срок проведения проверки может быть продлен, согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, до четырех, а в исключительных случаях — и до шести месяцев. Основания и порядок его продления утверждены упомянутым выше Приказом ФНС N САЭ-3-06/892. В частности, основанием продления срока проверки может стать наличие у организации четырех и более обособленных подразделений или непредставление проверяемой организацией в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Перечень оснований для продления срока проведения выездной проверки открытый. Необходимо заметить, что решение о продлении срока проведения проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) управления ФНС России по субъекту РФ по мотивированному запросу налоговой инспекции, проводящей выездную проверку. В некоторых установленных Приказом случаях такое решение принимает руководитель (заместитель руководителя) ФНС России. Кроме того, у налоговых органов появилось право, закрепленное пунктом 9 статьи 89 НК РФ, приостановить проведение проверки на общий срок до 6 месяцев в случаях, установленных данным пунктом. Однако надо заметить, что данный срок может быть увеличен на 3 месяца в случае необходимости получения налоговыми органами информации от иностранных государственных органов. Что касается возможности приостановления проверки в связи с проведением «встречных» проверок, то оно допускается, согласно п. 1 ст. 93 НК РФ, не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. При этом и приостановление, и возобновление проверки каждый раз оформляются решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку. Важно отметить, что на период приостановления проведения выездной проверки налоговый орган не вправе истребовать у проверяемой организации документы, а также проводить любые действия на ее территории, связанные с проверкой, более того, в этот период организации должны вернуть подлинники всех документов. Исключение в данном случае составляют подлинники документов, полученных в ходе проведения выемки. Во время проведения выездных проверок инспекторы обладают достаточно широким кругом полномочий. В частности, пунктом 13 статьи 89 НК РФ установлено право налоговых инспекторов в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, а также для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом, производить с обязательным участием понятых осмотр территорий, помещений проверяемой организации, документов и предметов. Осмотр может проводиться только в рамках проверки, вне рамок выездной проверки проведение осмотра возможно в двух случаях: при согласии владельца этих предметов на их осмотр или если документы и предметы были получены инспектором в результате ранее произведенных действий по налоговому контролю. При проведении осмотра вправе участвовать представители организации и специалисты. Также пунктом 13 статьи 89 НК РФ инспекторам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества организации. Порядок ее проведения установлен Приказом Минфина РФ N 20н, МНС РФ N ГБ-3-04/39 от 10.03.99 «Об утверждении положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке». В частности, пунктом 1.2. Положения установлено, что о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии руководителем налогового органа (его заместителем) по месту нахождения налогоплательщика (недвижимого имущества и транспортных средств) принимается распоряжение в установленной форме. Основными целями инвентаризации, в соответствии с п. 1.5. Положения, являются: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 31 НК РФ, инспекторы вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков. Порядок участия данных лиц, а также понятых в проведении налогового контроля установлен статьями 95-98 НК РФ. Также инспекторы наделены правом истребовать необходимые для проверки документы на основании статьи 93 НК РФ по форме, утвержденной Приложением 2 к Инструкции МНС России от 10.04.2000 N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Следует учесть, что отказ от предоставления или непредоставление запрошенных документов в 10-дневный срок влечет ответственность по статье 126 НК РФ. Кроме того, в соответствии со статьей 93.1. НК РФ, налоговые органы вправе также истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого лица, у контрагента или у иных лиц, располагающих ими, другими словами — проводить «встречные» проверки. Подробно особенности проведения таких проверок были рассмотрены в предыдущей статье. Если у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, они вправе на основании статьи 94 НК РФ производить выемку таких документов и предметов. Выемка проводится с обязательным присутствием представителей проверяемого лица и не менее чем двух понятых на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и предъявляемого представителям проверяемой организации до ее начала. О производстве выемки составляется протокол, копия которого вручается проверяемому лицу под расписку. Общие требования к протоколу установлены статьей 99 НК РФ. Важным моментом является то, что при изъятии подлинников, проверяемому лицу должны быть оставлены копии изъятых документов. При этом не допускается изъятие документов и предметов в ночное время, а также не имеющих отношения к предмету налоговой проверки. Выездная проверка считается оконченной со дня составления проверяющим лицом и вручения проверяемому лицу справки о проведенной проверке, в которой, в соответствии с пунктом 15 статьи 89 НК РФ, фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. В случае уклонения от получения, данная справка будет направлена организации заказным письмом по почте. Не позднее чем через два месяца со дня составления справки о проведенной проверке, налоговым органом составляется акт налоговой проверки по форме, утвержденной Приложением 4 к приказу ФНС России от 25.12.06 N САЭ-3-06/892, который подписывается проверяющими и представителями проверенного лица (при этом в случае уклонения организации от получения акта, он направляется заказным письмом по почте — в данном случае днем получения акта налогоплательщиком считается шестой день с даты отправки заказного письма). Акт налоговой проверки, в соответствии с пунктом 3 статьи 100 НК РФ, должен содержать, в частности, документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки или их отсутствие, выводы и предложения должностных лиц налогового органа по устранению выявленных нарушений, а также ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. В случае несогласия с изложенным в акте проверки, организация вправе представить в налоговый орган письменные возражения с документами (заверенными копиями), подтверждающими обоснованность возражений по указанному акту в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта. Порядок рассмотрения материалов проверки установлен статьей 101 НК РФ. Так, по истечении 15 дней, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан рассмотреть акт налоговой проверки и возражения по нему, а также принять мотивированное решение, в соответствии с п. 1. ст. 101 НК РФ, в течение 10 дней. Однако в случае необходимости получения дополнительных доказательств руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе вынести мотивированное решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля, с указанием их конкретной формы и срока проведения. В результате рассмотрения материалов проверки, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений: — о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; — об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого вынесено, если не будет обжаловано в апелляционном порядке: в этом случае решение вступит в силу со дня утверждения его вышестоящим налоговым органом или судом. В решении должен быть указан срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе обжаловать указанное решение, порядок его обжалования в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) и другие необходимые сведения. Порядок обжалования решений налоговых органов по результатам проведенной проверки будет рассмотрен нами в следующее статье.

Продолжение в МА N 04/06

Юрисконсульт юридической
компании «Юнико-94»
Е.М.БОРОДИНА
Подписано в печать
26.03.2007


Exit mobile version