Recipe.Ru

Статья. «Подготовка к готовому отчету в ЛПУ: учетная политика в 2004 г.» (Л.Я.Шуратова) («Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент», 2003, N 11)

«Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент», 2003, N 11

ПОДГОТОВКА К ГОТОВОМУ ОТЧЕТУ В ЛПУ:
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА В 2004 Г.

Сейчас медицинские бюджетные учреждения не сдают бухгалтерскую отчетность в налоговые инспекции. Однако, несмотря на это, во многих инспекциях от медиков требуют предоставить учетную политику для целей бухгалтерского учета. Конечно, можно попытаться объяснить налоговикам, что такой политикой для бюджетников является Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Эта Инструкция утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (далее — Инструкция N 107н). Но чтобы избежать споров, можно предоставить налоговикам нужный документ.

Что следует указать в учетной политике

Бухгалтерскую учетную политику медучреждения лучше всего разбить на несколько частей. В первой части политики можно указать название медорганизации и прописать схему ведения учета. Он может вестись самостоятельным структурным подразделением (бухгалтерией), возглавляемым главным бухгалтером, или только главным бухгалтером (бухгалтером). Вторая часть учетной политики необходима для учреждений, в которых есть филиалы. В этом разделе следует прописать, кто должен вести учет в головной организации, а кто в филиалах. В третьем разделе надо перечислить все отделы головной бухгалтерии. Кроме того, следует указать их функции. В четвертом разделе описывается организация учета в филиалах, представительствах и иных структурных подразделениях. Здесь нужно перечислить все подразделения, а также установить их права и обязанность по отношению к головной бухгалтерии. В пятом разделе описывают технологию обработки учетной информации. Прежде всего, в этом разделе нужно сказать, ведется ли бухгалтерский учет в компьютерных Программах или нет. Если да, необходимо указать программу. В шестом разделе следует подробно остановиться на дополнительных субсчетах, которые использует медицинская организация. В седьмом — описать организацию документооборота. Здесь важно сказать, кто имеет право подписывать финансовые документы, как такие документы обрабатываются и т.д. В восьмом разделе указывают сроки проведения инвентаризации имущества и денежных средств. И наконец, в последнем разделе отмечают сроки представления бухгалтерской отчетности головной организацией и филиалами. Итак, приведем образец такой бухгалтерской учетной политики.

Бухгалтерская учетная политика

  1. Схема ведения бухгалтерского учета 1.1. Бухгалтерский учет в ____________________________________

    (наименование бюджетного учреждения) осуществляется бухгалтерской службой, организованной в учреждении. 1.2. Учреждение не передает ведение бухгалтерского учета сторонней специализированной организации.

  2. Уровень централизации учета 2.1. Учет финансово-хозяйственных операций головного учреждения осуществляется бухгалтерией головного учреждения. 2.2. Учет в филиалах ведется филиалами самостоятельно. Бухгалтерии филиалов ведут законченные циклы учетных работ вплоть до составления баланса, который представляется в бухгалтерию головного учреждения. 2.3. Ведение синтетического и аналитического учета в головном учреждении осуществляется бухгалтерией головного учреждения. 2.4. Учетные данные филиалов и головного учреждения обобщаются бухгалтерией головного учреждения в консолидированной отчетности.
  3. Структура бухгалтерского аппарата 3.1. Бухгалтерия головного учреждения возглавляется главным бухгалтером. Главный бухгалтер имеет заместителей главного бухгалтера. 3.2. Бухгалтерия головного учреждения состоит из следующих отделов, возглавляемых начальниками отделов: — материальный отдел — осуществляет учет поступления и расходования основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, материально-производственных запасов, ведет учет договоров о материальной ответственности; — расчетный отдел — осуществляет учет расчетов с работниками по оплате труда и расчетов с государственными внебюджетными фондами; — финансовый отдел — осуществляет регистрацию договоров (кроме договоров на лечение иностранных пациентов), учет расчетов с дебиторами и кредиторами, учет кассовых операций, учет банковских операций, печать платежных поручений; — отдел по работе с договорами — осуществляет регистрацию договоров на лечение иностранных пациентов, учет расчетов в иностранной валюте с дебиторами и кредиторами, учет командировочных расходов в иностранной валюте, учет расчетов за обучение; — отдел по учету питания — осуществляет весь объем бухгалтерского учета по расчетам, связанным с функционированием комбината питания. Вопросами калькулирования себестоимости продукции занимается планово-экономический отдел, не входящий в состав бухгалтерии. 3.3. Штат бухгалтерии головного учреждения определяется штатным расписанием и утверждается отдельным приказом генерального директора. 3.4. Должностные обязанности сотрудников бухгалтерии разрабатываются главным бухгалтером и утверждаются отдельным приказом генерального директора.
  4. Организация учета в филиалах, представительствах и иных структурных подразделениях 4.1. Головное учреждение имеет _______________________________

    (указать количество) филиалов в следующих городах: ________________________________

    (перечислить).

4.2. Филиалы имеют отдельные баланс и расчетный счет и осуществляют финансово-хозяйственную деятельность на основании Положения о филиалах, разработанного головным учреждением и утвержденного генеральным директором. 4.3. Бухгалтерии филиалов возглавляются главными бухгалтерами филиалов. 4.4. Филиалы применяют План счетов, предусмотренный Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н. 4.5. Филиалы самостоятельно определяют структуру бухгалтерии, штатное расписание, должностные инструкции. 4.6. Уплата налогов филиалами производится в соответствии с действующим законодательством. 5. Технология обработки учетной информации 5.1. Бюджетное учреждение и его филиалы в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях N 107н применяет мемориально-ордерную форму ведения бухгалтерского учета (совокупность учетных регистров, применяемых на предприятии).

5.2. Бухгалтерия головного учреждения ведет обработку данных учетной информации с помощью автоматизированной системы ведения бухгалтерского учета _____________________________________________

(название бухгалтерской программы). Отдельные подразделения и филиалы бюджетного учреждения могут использовать другие программные средства с условием совмещения выходных данных разных программ. 6. Рабочий план счетов
6.1. Бюджетное учреждение и его филиалы применяют для ведения бухгалтерского учета рабочий план счетов с использованием субсчетов для учета финансово-хозяйственных операций по источникам финансирования в соответствии с Планом счетов, утвержденным Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях N 107н. 6.2. Для отражения операций по исполнению сметы доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств используются следующие субсчета: — 1 — для операций по средствам, полученным из федерального бюджета; — 2 — для операций по средствам, полученным за счет внебюджетной деятельности (в том числе по добровольному медицинскому страхованию); — 3 — для операций по средствам, полученным в качестве целевых поступлений; — 4 — для операций по средствам, полученным от ФОМС в качестве оплаты за оказываемые медицинские услуги по программам обязательного медицинского страхования. 7. Организация документооборота
7.1. Право первых подписей предоставляется генеральному директору и его заместителям, право вторых подписей предоставляется главному бухгалтеру и его заместителям. Конкретный перечень лиц, имеющих право подписей, оговаривается в приказах по учреждению. 7.2. Вся бухгалтерская документация, создаваемая в бюджетном учреждении, оформляется на типовых формах первичных учетных бухгалтерских документов и в регистрах бухгалтерского учета для бюджетных учреждений в соответствии с приложением N 1 к Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях N 107н.

7.3. Первичные учетные документы создаются и обрабатываются с помощью программы автоматизации бухгалтерского учета ____________________________________________________________

(название бухгалтерской программы). 7.4. На рабочих местах, не имеющих подключения к автоматизированной системе ведения бухгалтерского учета, первичные учетные документы создаются вручную. 7.5. График документооборота составляется главным бухгалтером, утверждается отдельным приказом руководителя и определяет порядок представления документов в бухгалтерию, объем, последовательность, сроки выполнения учетных работ и конкретных исполнителей. График документооборота может корректироваться в зависимости от сроков отладки компьютерной программы и ее технических возможностей. 7.6. Формы первичных документов (кроме бланков строгой отчетности), разрабатываемые бюджетным учреждением самостоятельно и применяемые помимо унифицированных форм документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, необходимость в которых может возникнуть в течение календарного года, утверждаются отдельными приказами генерального директора. 7.7. Номенклатура дел бухгалтерии утверждается главным бухгалтером и является частью номенклатуры дел учреждения. 7.8. Перечень бланков строгой отчетности и список должностных лиц, использующих бланки строгой отчетности и отвечающих за их учет, сохранность и использование, определяется должностными инструкциями и приказом руководителя. 7.9. Срок хранения документов учета бланков строгой отчетности — 3 года в соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным Росархивом 6 октября 2000 г. 7.10. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение доверенностей, утверждается отдельным приказом руководителя. 7.11. Перечень должностных лиц, имеющих право на получение под отчет наличных денежных средств на хозяйственные цели, определяется отдельным приказом руководителя. 8. Организация инвентаризации имущества и денежных обязательств 8.1. Сроки проведения инвентаризаций и ответственные лица определяются генеральным директором самостоятельно. 8.2. Общая инвентаризация проводится один раз в год. Инвентаризация кассы проводится ежемесячно по каждому материально ответственному лицу. Другие виды инвентаризаций проводятся в сроки и с периодичностью, установленной действующим законодательством. 8.3. Состав инвентаризационных комиссий по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности утверждается приказом генерального директора. 8.4. Перечень работников, на которых возложена материальная ответственность, и виды материальной ответственности утверждаются отдельными приказами генерального директора. 8.5. Размер ущерба, причиненного работником при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисленным исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества. 9. Отчетность
9.1. Периодичность, состав и сроки бухгалтерской отчетности определяются требованиями действующего законодательства и распоряжениями Министерства здравоохранения РФ. 9.2. Филиалы представляют бухгалтерскую отчетность в головное учреждение. 9.3. Головное учреждение составляет сводную бухгалтерскую отчетность и представляет ее в Министерство здравоохранения РФ и в адрес других заинтересованных пользователей. 9.4. Требования головного учреждения являются обязательными для исполнения филиалами.

Эксперт «ЭВФ»
Л.Я.ШУРАТОВА


Exit mobile version