Recipe.Ru

Статья. «Особенности УСНО для аптечных предприятий в 2005 году» (окончание) (И.Л.Титова) («Московские аптеки», 2005, N 10)

«Московские аптеки», 2005, N 10

ОСОБЕННОСТИ УСНО ДЛЯ АПТЕЧНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В 2005 ГОДУ

Окончание. Начало в МА N 07-08, 09/05

ПРОДАЖА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УСНО

Минфин РФ в своем письме от 04.03.2005 г. N 03-03-02-04/1/54 разъясняет порядок формирования базы по единому налогу при продаже основных средств. Списание в расходы остаточной стоимости основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на УСНО и реализованных до истечения срока их полезного использования в период применения УСНО, главой 26.2. НК РФ не предусмотрено. Пунктом 3 статьи 346.16. НК РФ установлено, что в случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на УСНО, до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет — до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

НАЧИСЛЕНИЕ ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ УСНО

Норма статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» о выплате пособия по временной нетрудоспособности за первые два дня за счет средств работодателя, к предприятиям, применяющим УСНО, не относится. Этот вывод подтвердил ФСС РФ письмом от 18.01.2005 г. N 02-18/07-306, разъяснив, что порядок финансирования пособий по временной нетрудоспособности гражданам, работающим в организациях, применяющих специальные налоговые режимы, установленный Федеральным законом от 31.12.2002 г. N 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан», не изменился. Таким образом, в 2005 г. продолжают действовать положения статьи 2 Федерального закона от 31.12.2002 г. N 190-ФЗ: пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачиваются в прежних пределах: — за счет средств ФСС РФ — в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного МРОТ. ФСС РФ в своем письме от 27.01.2005 г. N 02-18/07-594 разъяснил, что по страховым случаям, наступившим с 1 января 2005 г., часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемая за счет средств ФСС РФ, не должна превышать за полный календарный месяц 720 руб. и соответственно с 1 сентября 2005 г. — 800 руб. в месяц, с 1 мая 2006 г. — 1.100 руб. в месяц. (Данные суммы МРОТ установлены в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в ред. от 29.12.2004 г.). Из Письма ФСС РФ от 27.01.2005 г. N 02-18/07-594 не совсем понятно, как быть с размером МРОТ по переходящим с 2004 на 2005 г. листкам нетрудоспособности. По нашему мнению, в этом случае с 1 января 2005 г. надо рассчитывать часть пособия исходя уже из 720 руб. в месяц, так как в соответствии со статьей 2 Закона N 190-ФЗ выплата пособия по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ осуществляется в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного МРОТ, установленного федеральным законом и составляющего с 1 января 2005 г. 720 руб. в месяц. Оснований для применения в январе 2005 г. прежнего МРОТ у предприятия нет. — за счет средств предприятия — в части суммы пособия, превышающей один МРОТ. У предприятий осталось также право на добровольную уплату в ФСС РФ страховых взносов в размере 3% налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ. В этом случае пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за все дни нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ. В 2005 г. увеличился максимальный размер пособия — с 11.700 руб. до 12.480 руб. (пункт 2 статьи 8 Федерального закона N 202-ФЗ). Статьей 2 Федерального закона N 190-ФЗ определено, что исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата налогоплательщиками, применяющими специальные режимы налогообложения, осуществляются в соответствии с общими правилами, установленными нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию. Это означает, что на них распространяется и норма пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 202-ФЗ, установившая максимальный размер пособия в размере 12.480 руб. в месяц. Сумма пособий, выплачиваемых предприятиями, применяющими УСНО, учитывается в целях налогообложения следующим образом (статья 346.21. НК РФ): — Налогоплательщики, избравшие в качестве объекта налогообложения «доходы», исчисленную сумму налога уменьшают на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (пункт 3 статьи 346.21. НК РФ). — Налогоплательщики, избравшие в качестве объекта налогообложения «доходы минус расходы», относят выплаченные ими суммы пособий за счет собственных средств к расходам, уменьшающим полученные доходы на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 346.16. НК РФ.

КНИГА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Независимо от того, ведет ли организация полноценный бухгалтерский учет, она обязана вести налоговый учет показателей своей деятельности, которые необходимы для исчисления налоговой базы и суммы единого налога. Такое требование содержится в статье 346.24. НК РФ. Для налогового учета предназначена Книга учета доходов и расходов. В настоящее время действует старая редакция Книги доходов и расходов, утвержденная приказом МНС РФ от 28.10.2002 г. N БГ-3-22/606. Редакция от 26.03.2003 г. фактически утратила силу в связи с изданием приказа Минфина РФ от 04.02.2005 г. N 15н. Предприятия теперь должны отражать в Книге учета доходов и расходов только те доходы и расходы, которые учитываются при исчислении единого налога. Согласно статье 346.19. НК РФ налоговым периодом при упрощенной системе налогообложения является календарный год. Следовательно, и Книга учета доходов и расходов открывается на один год. Предприятия по своему выбору могут вести Книгу учета доходов и расходов либо на бумажном носителе, либо в электронном виде. Те предприятия, которые будут вести Книгу на бумажном носителе, должны оформить ее до начала ведения деятельности и отражения в ней доходов и расходов. Фактически это нужно сделать в декабре, т.е. до начала очередного налогового периода. Для этого Книгу нужно прошнуровать, пронумеровать страницы и на последней указать их общее количество, подписать у руководителя и скрепить подписи печатью. После этого необходимо представить Книгу в налоговую инспекцию для заверения подписью должностного лица налогового органа и печатью налогового органа. Такой порядок предусмотрен в пункте 1.5. Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденном приказом МНС РФ от 28.10.2002 г. N БГ-3-22/606. В отношении ведения Книги учета доходов и расходов в электронном виде определено, что по окончании отчетного периода ее нужно распечатать на бумагу. Это нужно сделать и по окончании налогового периода — года (пункт 1.4. Порядка). После окончания года оформленная Книга представляется в налоговую инспекцию для заверения. Минфин РФ в своем письме от 31 марта 2005 г. N 03-02-07/1-85 разъясняет, что если Книга не заверена в установленном порядке в налоговом органе, то это расценивается как отсутствие Книги учета доходов и расходов. В этом случае предприятие может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ (Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля).

ВОЗВРАТ ОТ УСНО К ОБЩЕМУ РЕЖИМУ

Добровольный возврат
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.13. НК РФ предприятие, применяющее УСНО, вправе вернуться к общему режиму налогообложения только с начала нового налогового периода (календарного года). Для этого ему нужно уведомить налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения (пункт 6 статьи 346.13. НК РФ). Рекомендательная форма такого сообщения утверждена приказом МНС РФ от 19.09.2002 г. N ВГ-3-22/495 (в ред. от 07.07.2004 г.) (форма N 26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения»).

Принудительный возврат
В соответствии с пунктом 4 статьи 346.13. НК РФ налогоплательщик обязан вернуться к общему режиму до окончания налогового периода: 1. Если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысил 15 млн. руб., то необходимо обратить внимание, что под понятием доход следует понимать доходы, перечисленные в статье 346.15. НК РФ: — доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ; — внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. 2. Если по итогам налогового (отчетного) периода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превысила 100 млн. руб. В случае принудительного возврата налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором произошли вышеуказанные события. По итогам этого квартала квартальный авансовый платеж по единому налогу уплате не подлежит. Вместо этого налогоплательщик должен исчислить и уплатить за этот квартал все суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, так, как если бы он был вновь зарегистрированным налогоплательщиком (пункт 4 статьи 346.13. НК РФ). Налогоплательщик, перешедший на общий режим налогообложения в порядке принудительного возврата, освобождается от пеней и штрафов за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение квартала, в котором произошел возврат (пункт 4 статьи 346.13. НК РФ). В то же время необходимо учитывать следующее. Если в том квартале, в котором произошло нарушение, осуществлялись операции, являющиеся объектом обложения НДС в соответствии с правилами 21 главы «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, то суммы НДС по таким операциям придется восстановить и уплатить в бюджет. А поскольку плательщики единого налога в период применения УСНО формируют цену на свои товары (работы, услуги) без учета НДС, то этот налог придется заплатить в бюджет за счет собственных средств. Предприятие, вернувшееся к общему режиму налогообложения, обязано сообщить об этом в налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его доход либо стоимость основных средств и нематериальных активов превысили установленные ограничения (пункт 5 статьи 346.13. НК РФ). Форма такого сообщения рекомендована к применению приказом МНС РФ от 19.09.2002 г. N ВГ-3-22/495 (в ред. от 07.07.2004 г.) (форма N 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы»). Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 г. N 205-ФЗ в пункт 4 статьи 346.13. НК РФ вводятся еще два основания принудительного возврата к общему режиму налогообложения: — если налогоплательщик перестал отвечать требованиям подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12. НК РФ (доля непосредственного участия других организаций в его уставном капитале превысила установленные 25%); — если налогоплательщик перестал отвечать требованиям подпункта 15 пункта 3 статьи 346.12. НК РФ (средняя численность работников за налоговый (отчетный) период превысила 100 человек). Федеральный закон N 205-ФЗ вступит в силу только с 01.01.2006 г., поэтому в 2005 два последних основания для перехода на общий режим налогообложения не применяются.

Аудитор юридической компании
«Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
Подписано в печать
30.08.2005


Exit mobile version