Recipe.Ru

Статья. «Организация безопасности и гигиены труда в учреждениях здравоохранения» (В.Жарова) («Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 8)

«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 8

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЫ ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

На основании ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а согласно ст. 41 Конституции РФ — право на охрану здоровья и медицинскую помощь, отвечающую требованиям установленных санитарных норм. При этом условия труда, как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников, определяют гл. 34-36 Трудового кодекса РФ. Один из основных принципов правового регулирования трудовых отношений — обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе отвечающие требованиям, непосредственно связанным с охраной здоровья на рабочем месте. Данная статья освещает вопросы безопасности и гигиены труда работников учреждений здравоохранения, а также особенности бухгалтерского и налогового учета расходов, произведенных в целях их обеспечения.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель должен обеспечивать своим работникам безопасные условия труда, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда. Формулировки основных понятий, связанных с охраной труда работников, приведены в ст. 209 ТК РФ.

Примечание. Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Личная гигиена медперсонала. В целях предупреждения различных заболеваний, связанных с медицинскими манипуляциями, персонал учреждений здравоохранения в соответствии с п.п. 11.7. и 11.8. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» СанПиН 2.1.3.1375-03, утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ от 06.06.2003 N 124, обязан перед осмотром каждого больного (роженицы, родильницы) или выполнением процедур, после выполнения «грязных процедур» (к примеру, уборки помещений, смены белья больным, посещения туалета) мыть и дезинфицировать руки, а также использованный медицинский инструментарий. Право работников на использование средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств закреплено положениями Трудового кодекса РФ. В частности, абз. 1 ст. 221 ТК РФ определено, что на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ. Обязанность работодателя приобретать и выдавать вышеупомянутые средства предусмотрена также ст. 14 Федерального закона N 181-ФЗ <>.

<> Федеральный закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

На сегодняшний момент Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи утверждены Постановлением Минтруда России от 04.07.2003 N 45. Данными Нормами определено, что на работах, связанных с загрязнением, работникам выдается мыло, а на работах, сопряженных с трудносмываемыми загрязнениями, маслами, смазками, нефтепродуктами, клеями, химическими веществами раздражающего действия, — защитные, регенерирующие и восстанавливающие кремы, очищающие пасты для рук. Однако следует отметить, что эти Нормы являются общими и не содержат конкретного упоминания о работниках здравоохранения. В связи с тем что медицинские работники осуществляют свою деятельность в особых условиях, данные Нормы не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям. Поэтому Правительством РФ с 22.04.2008 на Минздравсоцразвития п.п. 5.2.73. и 5.2.74. Положения N 321 <> возложены полномочия по разработке типовых норм бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты, а также смывающих и обезвреживающих средств. Однако на момент написания данной статьи такой нормативно-правовой акт еще не утвержден.


<> Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 248).

Примечание. В настоящее время работодателю предоставлено право самостоятельно устанавливать нормы, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (абз. 2 ст. 221 ТК РФ).

Дезинфекция различных объектов и уборка помещений. Статьей 223 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием в соответствии с требованиями охраны труда. К примеру, требования, предъявляемые к проведению дезинфекции различных объектов и уборке помещений при работе с микроорганизмами, предусмотрены п. 2.12. Санитарно-эпидемиологических правил «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» СП 1.3.2322-08, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.01.2008 N 4, а порядок обработки салона автомашины скорой медицинской помощи, мебели, клеенчатого покрытия носилок при попадании инфицированного материала установлен п. 8 Методических рекомендаций по профилактике профессионального заражения ВИЧ-инфекцией медицинских работников скорой и неотложной медицинской помощи от 14.04.2004 N 21. Обязанность юридических лиц осуществлять профилактические мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнять требования санитарных правил и иных нормативно-правовых актов РФ к организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию в целях предупреждения травм, профессиональных, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда, предусмотрена также п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Бухгалтерский учет

В целях реализации требований санитарно-эпидемиологических норм для обеспечения личной гигиены работников и осуществления профилактических мероприятий по обработке (уборке) помещений, учреждения здравоохранения приобретают необходимые хозяйственные материалы (ведра, мыло, кремы, растворы дезинфицирующих средств, клеенчатые мешки и др.). Материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (кроме их приобретения в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ) (п. 49 Инструкции N 25н <>), на основании первичных учетных документов (накладных поставщиков). Аналитический учет осуществляется в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей.


<> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

Отражение в учете операций по перемещению хозяйственных материалов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов на основании Требования-накладной (ф. 0315006) и Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210), а их списание оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Следует отметить, что п. 55 Инструкции N 25н предусмотрено два метода определения фактической стоимости материальных запасов при их списании: по фактической стоимости каждой единицы и по средней стоимости. Выбранный учреждением метод закрепляется положениями учетной политики.

Пример. Учреждением здравоохранения приобретены моющие средства на сумму 1100 руб. (в том числе НДС — 167,8 руб.), а именно: по цене 20 руб. за штуку — 20 шт., по цене 30 руб. — 10 шт., по цене 40 руб. — 10 шт. Они были доставлены на склад и оплачены за счет средств федерального бюджета. Из них выданы на нужды учреждения моющие средства в количестве 10 шт. В учреждении при списании материальных запасов применяется метод определения фактической стоимости по средней стоимости. В бухгалтерском учете данные операции следует оформить следующими проводками:

          Содержание операции              Дебет        Кредит      Сумма,                                                                       руб.    

Поступили на склад моющие средства 1 105 06 340 1 302 22 730 1100 (40 шт.) кладовщик

Оплачены поставщикам моющие средства 1 302 22 830 1 304 05 340 1100 (40 шт.)

  Выданы со склада моющие средства     1 105 06 340  1 105 06 440  275        старшей медицинской сестре (10 шт.)  ст.           кладовщик                                                     медсестра                                                                                                          Списаны выданные техперсоналу на     1 401 01 272  1 105 06 440  275        нужды учреждения моющие средства                   ст.                      (10 шт. x 27,5 руб.) <*>                           медсестра               

<*> Списание осуществляется по средней стоимости: 1100 руб. / 40 шт. = 27,5 руб.

Налогообложение

Расходы на приобретение чистящих и моющих средств можно считать производственными расходами, потому что гигиена медперсонала, а также поддержание чистоты в помещениях входят в обязанности работодателя по обеспечению гигиены труда. Однако как обосновать правомерность включения в состав расходов затрат на их приобретение? В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. К материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды (пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ). Следовательно, расходы налогоплательщика на покупку хозяйственных товаров и предметов бытовой химии (туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, чистящих средств и т.д.) относятся к расходам на хозяйственные нужды и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ. Данный вывод сделан Минфином в Письмах от 01.09.2006 N 03-11-04/2/182 и от 11.04.2007 N 03-03-06/1/229. Однако, по мнению налоговиков, расходы на хозяйственные нужды (мыло, чистящие средства, швабры и другие) включаются в состав затрат, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. Налоговики считают, что данные расходы можно отнести к прочим, связанным с производством и реализацией, как расходы на обеспечение нормальных условий труда, при условии соблюдения требований ст. 252 НК РФ (Письмо УФНС по г. Санкт-Петербургу от 03.04.2006 N 02-05/07859@).

Примечание. Расходы на приобретение чистящих и моющих средств включаются в затраты при исчислении налога на прибыль, если соблюдены требования ст. 252 НК РФ.

По вопросу включения в состав затрат, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, расходов на хозяйственные нужды имеется положительная арбитражная практика. Например, ФАС МО в Постановлении от 27.12.2006 N КА-А40/12681-06 указал, что чистящие, моющие и иные аналогичные средства приобретаются с целью соблюдения установленных санитарно-гигиенических требований и содержания помещений в надлежащем состоянии, в связи с чем затраты на их приобретение в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ, пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Эксперт журнала
"Бюджетные учреждения
здравоохранения:
бухгалтерский учет
и налогообложение"
В.ЖАРОВА
Подписано в печать
29.07.2008


Exit mobile version