«Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент», 2004, N 4-5
НЕПРЕДВИДЕННЫЕ РАСХОДЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ТОВАРОВ КРУПНЫМ РОЗНИЧНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
Аптечные супермаркеты, имеющие сеть аптек, нередко требуют дополнительных платежей от поставщиков товара. Это, например, единовременный платеж за вход в сеть магазинов покупателя, доплата за вход в каждый новый магазин покупателя, «промо-акции» и т.п. Куда отнести эти расходы оптовым организациям, реализующим товары крупным розничным объединениям?
В данном случае не допускается отнесение таких расходов в целях налогообложения, поскольку передачу денежных средств можно квалифицировать как добровольно-принудительно согласованную. В случае отнесения в целях налогообложения этих расходов возникнут налоговые последствия по поводу занижения налоговой базы — взыскание недоимки, другие санкции. Согласно подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с реализацией, наряду с расходами, перечисленными в п. 1 ст. 264 НК РФ, относятся другие расходы, связанные с реализацией, которые прямо не упомянуты. В подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ установлено, что к внереализационным расходам наряду с перечисленными в п. 1 ст. 265 НК РФ относятся и другие обоснованные расходы. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. При списании произведенных расходов оптовыми организациями в виде единовременных платежей по договорам поставки в розничные организации необходимо учитывать, что расходы ограничиваются перечнем затрат, которые ни при каких обстоятельствах не уменьшают доход (ст. 270 НК РФ), а в подп. 49 ст. 270 НК РФ отмечено, что при определении налоговой базы не учитываются иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, в котором установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных обоснованных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Следовательно, отнести эти расходы налогоплательщик может только за счет чистой прибыли. Для включения в состав расходов для целей налогообложения возможны такие варианты, как заключение дополнительных соглашений, а лучше отдельных договоров, содержащих, по сути, ту же информацию, однако исключающих двусмысленное толкование. Например: — договор об оказании рекламных услуг, где сторона 1 (организация розничной торговли) оказывает стороне 2 (организация оптовой торговли) рекламные услуги по размещению и оформлению витрины с товаром стороны 2 (поставщика), а именно: размещает товары, предоставленные стороной 2 в торговом зале таким образом, чтобы ее было видно покупателям сразу при входе в магазин и т.п. (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ); — договор возмездного оказания услуг, где сторона 1 обеспечивает текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с реализацией товаров стороны 2 в торговом зале (подп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом в предмете договора должно быть указано, что выполняемые работы связаны с реализацией товаров и имеют характер текущей информации.
Эксперт «ЭВФ»
И.Е.КОНТУРОВ