Recipe.Ru

Статья. «Лицензирование при производстве и обороте алкогольной продукции» (окончание) (Е.Акилова) («Фармацевтические ведомости», 2007, N 6)

«Фармацевтические ведомости», 2007, N 6

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ И ОБОРОТЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
(часть 2)

В прошлом номере нашего журнала мы рассказывали о лицензировании при производстве и обороте алкогольной продукции. Ну что ж, продолжим эту тему. Сегодня речь пойдет о сборах за выдачу лицензий, случаях приостановления действия таких разрешений, а также бухгалтерском учете и налогообложении.

Сборы за выдачу лицензий

За рассмотрение документов и выдачу лицензий (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции), продление срока их действия и переоформление с организаций взимаются сборы. Их размер установлен статьей 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 114-ФЗ. Для удобства приведем их в таблице. Обратите внимание: сбор за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции не является налогом (п. 43 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5). То есть расчет по данному сбору не относится к налоговым декларациям, за несвоевременное представление которых предусмотрена статьей 119 НК РФ. (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17 октября 2005 г. N Ф04-7251/2005(15832-А70-26).

Сборы за выдачу лицензий

   N           Вид лицензируемой деятельности             Размер     п/п                                                     сборов                                                           тыс. руб.                                                                       1.  Производство, хранение и поставки произведенного     3000          этилового спирта (в том числе денатурированного)                                                                                  2.  Производство, хранение и поставки произведенной      3000          алкогольной продукции (за исключением вина)                                                                                       3.  Производство, хранение и поставки произведенного     250           вина                                                                                                                              4.  Производство, хранение и поставки произведенной      250           спиртосодержащей пищевой продукции                                                                                                5.  Производство, хранение и поставки произведенной      250           спиртосодержащей непищевой продукции (в том числе                  денатурированной)                                                                                                                 6.  Закупка, хранение и поставки алкогольной             250           продукции                                                                                                                         7.  Хранение этилового спирта, алкогольной и             250           спиртосодержащей пищевой продукции                                                                                                8.  Закупка, хранение и поставки спиртосодержащей        250           продукции                                                     

Сбор за выдачу лицензии уплачивается юридическим лицом один раз за весь срок действия лицензии до подачи заявления о ее выдаче. Размер сбора не зависит от количества обособленных подразделений юридического лица, которые будут осуществлять лицензируемые виды деятельности. Добавим, что действие Федерального закона N 114 ФЗ (пункт 2 статьи 1) не распространяется на отношения, которые касаются порядка взимания и установления размеров сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и регулирование которых осуществляется субъектами Российской Федерации. В качестве примера можно привести Закон Омской области от 28 декабря 2005 г. N 717-ОЗ «О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области». Согласно статье 2.1., сборы за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции — 50 тыс. руб. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении или квитанцией. Добавим, что Налоговый кодекс не предусматривает возможности оплаты госпошлины за соискателя лицензии третьими лицами. Это также подтверждает письмо Минфина России от 15 марта 2006 г. N 03-06-03-03/08. В случае отказа от получения лицензии государственная пошлина подлежит возврату за вычетом произведенных лицензирующим органом расходов, связанных с рассмотрением заявления о выдаче лицензии и иных представленных документов, в размере, равном 1000 руб. Заметим, что подпунктом 66 пункта 1 статьи 333.33. НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции в размере 5000 руб. за единицу основного технологического оборудования. А подпунктом 75 пункта 1 статьи 333.33. НК РФ — за государственную регистрацию наименований этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья, этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции, спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (средств) в размере 1000 руб.

Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии

По решению лицензирующего органа действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено (ст. 20 Федерального закона N 171-ФЗ). Делается это, в следующих случаях: 1. Не выполняются предписания лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии. 2. Не представляется в установленный срок заявления о переоформлении лицензии. 3. Вовремя не уплачивается лицензионный сбор. 4. Используется основное технологическое оборудование, предназначенное для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства. 5. Используется основное технологическое оборудование, предназначенное для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением розничной продажи) и не оснащенное автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ЕГАИС. 6. Оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции совершается с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2. Федерального закона N 171-ФЗ, а спиртосодержащей непищевой продукции — с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 10.1. Федерального закона N 171-ФЗ. 7. Не представляется в установленный срок организацией в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме производства и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции. 8. Осуществляется поставка, закупка этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции без уведомления. 9. Отсутствует технологическое оборудование, позволяющее полностью перерабатывать и (или) утилизировать барду (основной отход спиртового производства) на очистных сооружениях (для организаций, осуществляющих производство этилового спирта). 10. Используется для производства этилового спирта и алкогольной продукции новое основное технологическое оборудование с нарушением требований пункта 10 статьи 19 Федерального закона N 171 ФЗ (данный абзац вступает в силу с 1 января 2008 года). 11. Нарушаются требования пунктов 2.1. и 2.2. статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ. 12. Другой организации передаются федеральные специальные марки и акцизные марки. 13. Используются зарегистрированные товарные знаки, а также изобретения и промышленные образцы, защищенные патентами, после вступления в силу решения суда о незаконности их использования. Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не более чем на шесть месяцев. По истечении этого срока ФНС России обязана обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Обратите внимание: ФНС России приостанавливает действие лицензии, если у организации есть задолженность по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней сроком более 3 месяцев (по представлению территориальных органов). Если на момент рассмотрения дела в суде предъявленные требования не выполнены, лицензия аннулируется (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 апреля 2005 г. N А42-12214/04-25). Лицензирующий орган в срок не более чем семь дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. После того как лицензирующий орган получит от организации заявление об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, он обязан в течение десяти дней принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным. Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть прекращено на основании заявления самого заявителя или по истечении срока действия такой лицензии.

Бухгалтерский учет расходов на выдачу лицензий

В бухучете расходы на лицензирование относятся к затратам по обычным видам деятельности. Такой вывод следует из пункта 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической оплаты. Согласно пункту 17 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет. То есть первоначально организация отражает расходы на лицензирование в составе расходов будущих периодов, а затем списывает на затраты в порядке, устанавливаемом организацией (либо равномерно в течение срока действия лицензии, либо в зависимости от объема выпущенной продукции). Избранный метод списания закрепляется в учетной политике организации (см. табл. 1).

Табл. 1

В бухгалтерском учете организации делаются следующие бухгалтерские записи

   Корреспонденция               Содержание операции                       счетов                                                      

Дебет Кредит

76 51 Перечислен лицензионный сбор

     97       76    Расходы на лицензирование учтены в качестве                        расходов будущих периодов                       

Ежемесячно сумма сбора будет списываться с кредита счета 97 «Расходы будущих периодов» в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы». Обратите внимание: в период приостановления действия лицензии списание соответствующей части лицензионного платежа в бухгалтерском учете отражается как прочие расходы (пункт 12 ПБУ 10/99). Сумма лицензионного сбора, включаемого в состав прочих расходов, отражается следующей бухгалтерской записью (см. табл. 2).

Табл. 2

Сумма лицензионного сбора, включаемого
в состав прочих расходов

   Корреспонденция               Содержание операции                       счетов                                                      

Дебет Кредит

    91-2      97    Часть стоимости лицензионного сбора отнесена в                     состав внереализационных расходов               

Налоговый учет расходов

В целях налогообложения прибыли расходами в соответствии со статьей 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Так как без специального разрешения организации не могут производить алкогольную продукцию, уплата лицензионного сбора является экономически оправданным расходом. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ установлено, что суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Организации, использующие в целях налогообложения метод начисления, признают расходы в соответствии с правилами статьи 272 НК РФ. Указанная статья дает возможность признать расходы на лицензирование как единовременно, в месяце начисления лицензионного сбора, так и постепенно — в течение срока, на который выдана лицензия. Правда, в последнем варианте не избежать временных разниц, которые возникнут в бухучете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02). В соответствии с пунктом 9 ПБУ 18/02 временные разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль.

Пример
Предположим, что в июле 2006 года организация уплатила лицензионный сбор за производство, хранение и поставку произведенной алкогольной продукции в сумме 3000000 руб. (подпункт 2 статьи 3 Федерального закона N 114-ФЗ) за период действия лицензии с 1 августа 2006 года по 1 августа 2007 года. В бухгалтерском учете в расходы, начиная с августа 2006 года, ежемесячно будет включаться сумма 250000 руб. (3000000 руб. : 12 мес.). В целях налогового учета сумма уплаченного лицензионного сбора будет учтена в составе прочих расходов в августе 2006 года в размере 3000000 руб. Сумма 2750000 руб. будет являться налогооблагаемой временной разницей, приводящей к тому, что в данном отчетном периоде налог, рассчитанный на бухгалтерскую прибыль, будет больше налога, рассчитанного в налоговом учете. В соответствии с пунктом 15 ПБУ 18/02 под отложенным налоговым обязательством понимается та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем, за отчетным или в последующих отчетных периодах. Отложенное налоговое обязательство появляется тогда, когда возникает налогооблагаемая временная разница, и определяется оно как произведение этой разницы на установленную ставку налога на прибыль. В нашем примере налогооблагаемая временная разница составила 2750000 руб. следовательно, сумма отложенного налогового обязательства будет 660000 рублей (2750000 рублей x 24%). В бухгалтерском учете отложенное налоговое обязательство согласно пункту 18 ПБУ 18/02 отражается по кредиту счета учета отложенных налоговых обязательств в корреспонденции с дебетом счета учета расчетов по налогам и сборам. Для учета отложенных налоговых обязательств Планом счетов предусмотрен счет 77 «Отложенные налоговые обязательства». В следующих отчетных периодах по мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства. Суммы, на которые уменьшаются или полностью погашаются в отчетном периоде отложенные налоговые обязательства, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета учета отложенных налоговых обязательств в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов по налогам и сборам. Более подробно с вопросами, касающимися производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ — АУДИТ» «Алкоголь — особенности правовых отношений и налогообложения».

Консультант по налогам
ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ»
Е.АКИЛОВА
Подписано в печать
07.07.2007


Exit mobile version