Recipe.Ru

Статья. «Если медорганизация предоставляет скидки» (Н.А.Колесников) («Главбух». Приложение «Учет в медицине», 2006, N 2)

«Главбух». Приложение «Учет в медицине», 2006, N 2

ЕСЛИ МЕДОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЕТ СКИДКИ

Многие медицинские клиники и центры предоставляют своим клиентам (обычно постоянным) различные скидки на услуги. О том, как такие скидки учитываются в целях налогообложения прибыли, мы поговорим в нашей статье, учитывая нормы, установленные Налоговым кодексом РФ, и последние разъяснения Минфина России.

Что установлено в Кодексе

С 1 января 2006 г. действует пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ, по которому расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, включаются в состав внереализационных расходов.

Как толкуют Кодекс чиновники

Однако чиновники Минфина России своим Письмом от 2 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/70 заставили бухгалтеров организаций, оказывающих платные услуги, усомниться в полезности этой нормы для них. Как говорится в Письме, расходы в виде скидок и премий включаются в состав внереализационных расходов, только если они предоставлены по договорам купли-продажи. Следовательно, медицинские учреждения, предоставляющие скидки по договорам возмездного оказания услуг, лишаются указанного права. Аргументы чиновников сводятся к следующему. В соответствии с п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Согласно ст. 454 Гражданского кодекса РФ продавец и покупатель являются сторонами договора купли-продажи. А сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик (ст. 779 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, норма, содержащаяся в пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ, распространяется только на договоры купли-продажи.

Что советуют аудиторы и юристы

На наш взгляд, с позицией Минфина России можно поспорить. Действительно, термины «покупатель» и «продавец» напрямую не раскрываются в Налоговом кодексе РФ. Однако вывод о том, что термины «покупатель» и «продавец» применяются также и в отношении услуг, можно сделать на основании следующих норм Налогового кодекса РФ. Во-первых, Налоговый кодекс РФ не проводит разграничения лиц на покупателей услуг и покупателей товаров, о чем говорится в п. 5 ст. 40, где дается определение рынка товаров (работ, услуг). Из нее следует, что продавцом может быть как лицо, продающее товар, так и оказывающее услугу. Во-вторых, вывод о том, что законодатель отказался от терминов, установленных гражданским законодательством, подтверждается и второй частью Налогового кодекса, где, например, в ст. 148 лица, которым оказываются услуги, поименованы как покупатели, а не как заказчики. Аналогичное применение терминов «покупатель» и «продавец» содержится и в гл. 25 Налогового кодекса РФ. Таким образом, учитывая, что в пп. 19.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ вид договора не установлен, оснований для применения этой нормы только к договорам купли-продажи нет. Поэтому медорганизации, оказывающие услуги, по нашему мнению, тоже вправе учитывать расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю в составе внереализационных расходов. В заключение хотим отметить, что указанную позицию фирме, возможно, придется отстаивать в суде. Но шансы выиграть дело довольно велики, потому что суд руководствуется требованиями закона, а не разъяснениями Минфина России.

Юрисконсульт
ГК «Юриспруденция
Финансы Кадры»
Н.А.КОЛЕСНИКОВ
Подписано в печать
27.04.2006


Exit mobile version