Recipe.Ru

Статья. «Для аптек понизили тарифы страховых взносов» (В.Гришина) («Фармацевтическое обозрение», 2012, N 1)

«Фармацевтическое обозрение», 2012, N 1

ДЛЯ АПТЕК ПОНИЗИЛИ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

Государственная Дума РФ приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» На стадии законопроекта на 2012-2013 годы предусматривалось: — снизить максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для основной массы плательщиков с 34 до 30% (в ПФР — 22%, в ФСС РФ — 2,9% и в ФОМС — 5,1%) и установить тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР в размере 10%; — снизить тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 20% (в ПФР — 20%, в ФСС РФ — 0,0% и в ФОМС — 0,0%) для плательщиков — субъектов малого предпринимательства в производственной и социальной сферах, применяющих специальный режим налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения; для некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном законодательством РФ порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения; для благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном законодательством РФ порядке и применяющих упрощенную систему налогообложения. В целях поддержки и создания экономических стимулов, необходимых для деятельности аптечных организаций в связи с их высокой социальной направленностью, в законопроекте предлагалось включить в перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов, деятельность в сфере розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями. Законопроектом также предусматривалось отнесение к субъектам малого предпринимательства, применяющим пониженные тарифы страховых взносов, аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармдеятельность и уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармдеятельности. При этом с целью не ущемления прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому обеспечению компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов при установлении указанных тарифов предлагалось осуществлять за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам фондов. Напомним, повышение тарифов страховых взносов с 14 до 34% в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС» повлекло значительное возрастание финансовых издержек малого и среднего бизнеса, в том числе аптечных организаций. В текущем году наметилась тенденция к сокращению количества аптек в ряде регионов. Специалисты фармотрасли убеждены, что это негативным образом отражается на качестве и доступности лекарственного обеспечения.

Одинаковые ограничения — одинаковые и страховые взносы

Решение об облегчении налогового режима только для субъектов малого предпринимательства считают несправедливым в «Аптечной гильдии», некоммерческом партнерстве содействия развитию аптечного бизнеса. «Все участники рынка возмущены тем, что дают льготы только тем организациям, которые применяют только ЕНВД или «упрощенку», — сказала исполнительный директор «Аптечной гильдии» Елена Неволина. — Аптечный бизнес очень специфический. Если малый бизнес отнесли к социальной сфере, то соответственно и крупный аптечный бизнес относится к ней же. Деятельность осуществляется конкретно в отдельно взятой точке, единственное, что они объединены в одну сеть, либо одним собственником, либо группой юридических лиц. Цель у аптечной сети — оптимизировать бизнес-процессы, чтобы при распределении лекарств не было дефицита. В отдаленных регионах сети открывают нерентабельные аптеки. С одной стороны, увеличение количества аптек — это вроде бы имиджевый фактор, но с другой стороны, такие точки содержатся за счет прибыльных аптек, расположенных в крупных городах. Если сегодня аптечные сети уйдут с рынка и закроют те свои точки, которые так и не вышли на уровень безубыточности, а существовали за счет принципа подстраховки прибылью в крупных городах, то, боюсь, физическая доступность лекарств в тех регионах резко упадет. Поэтому считаем, что положение законопроекта, предоставляющее льготы только малому бизнесу, не совсем обосновано. Ограничения, социальные функции имеет как малый, так и крупный бизнес. Самые затратные мероприятия, такие как обеспечение наркотическими и сильнодействующими препаратами, содержание рецептурно-производственных отделов, несут на себе как раз сети. И если эти сети, в том числе имеющие государственную и муниципальную форму собственности, не получат этих льгот, им придется проигрывать предприятиям малого и среднего бизнеса, которые на ЕНВД и упрощенной системе налогообложения. Я думаю, в этой ситуации снижать цены никто не будет, несмотря даже на то, что грядущие изменения все-таки дают определенное преимущество: специальный режим налогообложения легче переносится, да плюс еще и такая хорошая льгота по страховым взносам по сравнению с крупным бизнесом. Есть и еще один аспект проблемы — сильная нехватка квалифицированных кадров, которую ощущают аптеки. Сегодня малые предприятия за счет льгот смогут предложить лучшую финансовую компенсацию труда сотруднику, нежели крупные сети, которые с этого сотрудника должны платить больше. Мы сегодня говорим, что ограничения по торговой деятельности и соответственно по рентабельности имеют все аптеки, независимо от применяемого налогового режима. Аптекам на общем режиме точно так же устанавливают ограничения в наценках на 40% лекарственного ассортимента, который является самым ходовым; регулируют ассортимент товаров, с которыми они могут работать; обязывают иметь минимальный ассортимент; обязывают нанимать сотрудников определенной квалификации и за счет средств работодателя постоянно актуализировать эту квалификацию. Все ограничения для всех одинаковые, поэтому и подход по страховым взносам должен быть одинаковым. В данном случае я считаю, Минздравсоцразвития должен пойти навстречу и снять какие-то дополнительные ограничения с торговой деятельности крупных аптечных сетей, например, отменить перечень сопутствующих товаров, которые аптека имеет право продавать наряду с лекарственными препаратами. Чтобы сеть сама решала: отвести площадь для отпуска лекарств, а на остальной продавать все, что пользуется в этой сети спросом».

Позитивное явление для розницы

Принятие закона улучшает ситуацию с рентабельностью тех предприятий аптечной розницы, которые находятся на упрощенной системе налогообложения, считает директор маркетингового агентства Cegedim Strategic Data, член экспертного совета по здравоохранению ФАС Давид Мелик-Гусейнов. «Понятно, что крупного бизнеса эта реформа не коснется, и крупный бизнес будет добиваться продолжения диалога в вопросе снижения единого социального налога для больших компаний. Тем не менее, для розницы это явление позитивное. Если до 1 сентября мы фиксировали по всем регионам убыточность аптечной розницы (что подтвердили данные Росстата), закрытие аптечных организаций, то сейчас можно ожидать, что ситуация немного стабилизируется, аптечные организации перестанут закрываться, и рентабельность будет в пределах 1,5-2%. Она всегда была невысокой, но этих 1,5-2% аптекам хватало для того, чтобы сводить концы с концами», — сказал эксперт. «Система ОМС финансируется за счет страховых взносов, и повышение тарифов страховых взносов было позитивным явлением с точки зрения ее финансового наполнения, — прокомментировал планируемые изменения директор Института общественного здравоохранения Юрий Крестинский. — Но с точки зрения работодателя, в том числе аптечной организации, это была проблема. Объем отчислений от фонда оплаты труда снизится на 4%, а любое снижение финансовой нагрузки — это неплохо. Но показатель этот не принципиальный, это только некое облегчение ситуации, но незначительное. Думаю, что большее снижение тарифов государство не смогло предложить, ведь нужно финансировать пенсионное обеспечение, медицинскую помощь, а как?».

В.ГРИШИНА


Exit mobile version