Recipe.Ru

Статья. «Аптека и специальные налоговые режимы в 2009 году» (И.Л.Титова) («Московские аптеки», 2008, N 12)

«Московские аптеки», 2008, N 12

АПТЕКА И СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ В 2009 ГОДУ

Вот уже прошло 6 лет с момента введения в действие глав НК РФ, посвященных специальным налоговым режимам — Упрощенной системы налогообложения (далее УСН) и Единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД). Эти специальные налоговые режимы рассчитаны на малый бизнес, их основная задача снизить налоговую нагрузку на малые предприятия, которыми в своем большинстве, и являются аптечные учреждения (далее аптеки). Как обычно, законодатели радуют нас изменениями налогового законодательства на следующий год. С 1 января 2009 г. вступают в силу очередные изменения в Налоговый кодекс РФ, введенные в действие Федеральными законами РФ от 22.07.2008 г. N 155-ФЗ (в ред. от 26.11.2008 г.), от 24.11.2008 г. N 208-ФЗ и другими законами. В этой статье мы рассмотрим наиболее интересные и важные изменения, напрямую затрагивающие аптечные учреждения, применяющие специальные налоговые режимы.

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ (УСН)

Изменения в Главу 26.2. (УСН) введены Федеральным законом РФ от 22.07.2008 г. N 155-ФЗ (в ред. от 26.11.2008 г.) — вступает в силу с 01.01.2009 г. и Федеральным законом РФ от 24.11.2008 г. N 208-ФЗ — вступает в силу с 01.01.2009 г., но распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008 г. Анализируя изменения, внесенные в порядок применения УСН, можно отметить, что они в целом улучшают положения налогоплательщика, рассмотрим важнейшие из них: 1. Уточнен режим налогообложения дивидендов. Аптеки, применяющие УСН, становятся плательщиком налога на прибыль с доходов в виде дивидендов (пункт 2 статьи 346.11. и пункт 1.1. статьи 346.15. НК РФ). До 2009 г. не было определенности в вопросе о том, облагаются ли налогом на прибыль дивиденды, полученные организацией, применяющей УСН. По мнению Минфина России такие доходы должны облагаться налогом на прибыль. При этом финансовое ведомство ссылалось на пункт 1 статьи 346.15. и пункт 2 статьи 275 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 23.04.2008 г. N 03-03-06/1/204). 2. Дополнен закрытый перечень расходов (статья 346.16.) для аптек, выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. С 01.01.2009 г. в расходах можно учесть расходы на обязательное страхование ответственности, производимые в соответствии с законодательством РФ (подпункт 7 пункта 1 статьи 346.16. НК РФ). Речь, прежде всего, идет о расходах на ОСАГО по используемому в предпринимательской деятельности транспорту. 3. Отменены условия об учете расходов на материалы только по мере их списания в производство. То есть с 2009 г. подобные расходы можно будет учесть непосредственно после фактической оплаты поставщику, что избавит бухгалтера аптеки от трудоемкого ведения налогового учета материальных расходов. 4. Если работникам аптеки приходится ездить в командировки, то обращаем Ваше внимание, что с 01.01.2009 г. отменяется нормирование суточных при включении их в расходы при исчислении налога (подпункт 13 пункта 1 статьи 346.16. НК РФ). Напоминаем, что в целях исчисления НДФЛ осталась без изменения норма статьи 217 НК РФ (не облагаются налогом суточные, в размере не превышающим 700 руб.). В связи с этим необходимо в приказе (распоряжении) по аптеке или в коллективном договоре закрепить размер суточных. 5. Для предприятий, применяющих УСН, с 01.01.2009 г. отменяется нормирование переноса убытков, полученных по итогам налоговых периодов (пункт 7 статьи 346.18. НК РФ) До внесения изменений этот убыток не мог уменьшить налоговую базу по УСН более чем на 30%. 6. С 2009 г. налогоплательщики, применяющие УСН, освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации и расчеты по итогам отчетного периода. При этом важно отметить, что авансовые платежи по данным налогам уплачиваются по итогам отчетного периода в прежнем порядке. Все вышеуказанные нововведения по порядку применения упрощенной системы налогообложения, вводятся с 01.01.2009 г. Федеральным законом РФ N 155-ФЗ. Федеральный закон РФ N 208-ФЗ также вносит значительные изменения в пункт 2 статьи 346.14. В соответствии с новой редакцией этой статьи объект налогообложения, выбранный предприятием самостоятельно (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов), может меняться ежегодно. Подчеркнем, что данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2008 г. Согласно действующей редакции статьи 346.14. объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения. Таким образом, обращаем Ваше внимание, что если аптеке предпочтительнее с точки зрения налогового бремени изменить объект налогообложения в 2009 г., то у Вас есть возможность в срок до 20.12.2008 г. уведомить налоговый орган об изменении объекта налогообложения. Приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 г. N 395 «Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2. Налогового кодекса Российской Федерации «Упрощенная система налогообложения» утверждено значение коэффициента-дефлятора на 2009 г., равное 1,538. Это означает, что налогоплательщики обязаны вернуться на общий режим налогообложения, если их доход в 2009 г. превысит 30769000 руб. (20000000 руб. х 1,538) (пункт 4 статьи 346.13. НК РФ). Если аптека, применяющая в 2009 г. общий режим налогообложения, захочет перейти с 01.01.2010 г. на УСН, то доход за 9 месяцев 2009 г. не должен превысить 23070000 руб. (15000000 руб. х 1,538). В заключение этого раздела хочется отметить изменение, внесенное Федеральным законом от 26.11.2008 г. N 224-ФЗ. Изменение внесено в пункт 2 статьи 346.20. и касается ставки налога для налогоплательщиков исчисляющих налог с «доходов, уменьшенных на величину расходов». С 01.01.2009 г. законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Таким образом, налогоплательщикам остается только ждать местных законов, которые могут ввести в своих регионах дифференцированные ставки налога отдельным категориям налогоплательщиков.

ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД (ЕНВД)

Во всех регионах, где введен ЕНВД в отношении розничной торговли, аптеки, как предприятия розничной торговли, удовлетворяющие остальным критериям главы 26.3., применяют этот специальный налоговый режим, при необходимости совмещая его с общим или упрощенным режимом налогообложения. В порядок применения этого спецрежима с 01.01.2009 г. внесены значительные изменения, которые вводятся Федеральным законом от 22.07.2008 г. N 155-ФЗ (в ред. от 26.11.2008 г.). Основные нововведения направлены на то, чтобы этот режим применяли все-таки предприятия малого бизнеса. Рассмотрим эти изменения:
1. В статью 346.26. НК РФ внесены изменения, существенно ограничивающие возможность применения ЕНВД с 01.01.2009 г. для ряда компаний, что приведет к росту налоговой нагрузки на них. Это следующие ограничения:
1). Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год в организации не должна превышает 100 человек. 2). Доля участия других юридических лиц в уставном капитале организации, применяющей ЕНВД, должна быть не более 25 процентов. Но здесь следует отметить, что законодатели пошли навстречу только аптечному бизнесу. Вышеуказанные нормы закона применяются в отношении аптечных учреждений, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 22.06.1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», только начиная с 1 января 2011 года (статья 5 Федерального закона РФ от 26.11.2008 г. N 224-ФЗ). Унитарные предприятия, (имущество находится в государственной или муниципальной собственности) в форме которых созданы многие аптеки, при соблюдении всех остальных требований главы 26.3. могут применять ЕНВД и после 01.01.2011 г. В Письме Минфина РФ от 24.09.2008 г. N 03-11-04/2/147 чиновники разъясняют, что в соответствии с пунктом 1 статьи 113 ГК РФ имущество муниципального унитарного предприятия является неделимым и поэтому не может быть распределено по вкладам (долям, паям). Аналогичная норма содержится в статье 2 Федерального закона РФ от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Следовательно, по мнению Минфина РФ, унитарное предприятие не относится к юридическим лицам, доля участия других организаций в которых составляет более 25 процентов. В обоснование своей позиции Минфин РФ сослался на Решение ВАС России от 19.11.2003 г. N 12358/03, в котором подтверждается возможность применения унитарными предприятиями упрощенной системы налогообложения. Далее в указанном письме чиновники финансового ведомства разъясняют, что муниципальные унитарные предприятия по тем же основаниям также могут быть признаны налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при условии соблюдения требований главы 26.3. НК РФ. 2. Уточнено, как должны устанавливаться коэффициент-дефлятор — К1 и корректирующий коэффициент базовой доходности К2, учитывающий особенности предпринимательской деятельности. С 01.01.2009 г. ежегодно устанавливаемый коэффициент-дефлятор К1 должен рассчитываться как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац 5 статьи 346.27. НК РФ). Вследствие данного уточнения коэффициент К1 (в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.12.2002 г. N 1834-р его значение ежегодно определяется Минэкономразвития России) будет устанавливаться с учетом коэффициента, применявшегося в предшествующем году, то есть каждый год значение коэффициента-дефлятора будет увеличиваться. Напомним, что сейчас коэффициент-дефлятор отражает лишь изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) за предшествующий год. В 2007 г. значение коэффициента составляло 1,096 (Приказ Минэкономразвития России от 03.11.2006 г. N 359), а в 2008 г. — 1,081 (Приказ Минэкономразвития России от 19.11.2007 г. N 401), то есть было меньшим. В результате в 2008 г. ЕНВД уплачивается налогоплательщиками в меньшем размере, чем в 2007 г., несмотря на рост цен. Изменения в статье 346.27. призваны устранить именно это противоречие. Приказом Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 г. N 392 установлен коэффициент-дефлятор на 2009 г. — 1,148. В своем письме от 19.11.2008 г. N 03-11-03/25 Минфин РФ разъясняет, что принимая во внимание то обстоятельство, что размер данного коэффициента-дефлятора на 2009 г. определяется в 2008 г. (т.е. до вступления в силу положений Федерального закона РФ от 22.07.2008 г. N 155-ФЗ), при его расчете коэффициент-дефлятор К1, установленный на 2008 г., не учитывался. Следовательно, в 2009 г. базовая доходность должна умножаться на коэффициент К1, равный 1,148. Значения корректирующего коэффициента К2 устанавливаются в пределах от 0,005 до 1 включительно (пункт 7 статьи 346.29. НК РФ). С 2009 г. уточнено, что значения К2 должны округляться до третьего знака после запятой (пункт 11 статьи 346.29. НК РФ). До этого аналогичное правило было установлено на подзаконном уровне — в Порядке заполнения налоговой декларации по ЕНВД, утвержденном Приказом Минфина России от 17.01.2006 г. N 8н. Ранее налогоплательщики имели право изменять значение К2 в зависимости от фактического времени осуществления предпринимательской деятельности (пункт 6 статьи 346.29. НК РФ). Однако с 2009 г. данное положение исключено из НК РФ, что, несомненно, ухудшает положение налогоплательщиков. 3. Уточнен порядок постановки на налоговый учет плательщиков ЕНВД. До 2009 г. налогоплательщики, которые осуществляют виды деятельности, подпадающие под ЕНВД, должны были встать на учет по месту ведения деятельности (п. 2 ст. 346.28. НК РФ). Однако теперь для данного правила введены исключения. Обязанность встать на учет по месту нахождения организации возникает при осуществлении некоторых видов деятельности, присущих, в том числе, и аптечному бизнесу (абз. 3 статьи 346.28. НК РФ) — это развозная и разносная розничная торговля (подпункт 7 пункта 2 статьи 346.26., абз. 16 ст. 346.27. НК РФ). В п. 3 ст. 346.28. НК РФ установлены сроки, в течение которых налоговый орган должен осуществить постановку на учет и снятие с учета налогоплательщика. Этот срок равен пяти рабочим дням (ст. 6.1. НК РФ) и считается с момента получения налоговым органом заявления о постановке на учет либо заявления о снятии с учета. 4. До 2009 г. в НК РФ не содержалось норм, обязывающих округлять физические и стоимостные показатели. Требование об округлении показателей было предусмотрено в Порядке заполнения налоговой декларации по ЕНВД, утвержденном Приказом Минфина России от 17.01.2006 г. N 8н. С 2009 г. правило о необходимости округления показателей закреплено непосредственно в тексте Налогового кодекса РФ. В пункте 11 статьи 346.29. НК РФ установлено, что значения физических показателей указываются в целых единицах, а значения стоимостных показателей — в полных рублях. Значения стоимостных показателей менее 50 копеек (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 копеек (0,5 единицы) и более округляются до полного рубля (целой единицы). В заключение хочется добавить, что те аптечные предприятия, которым в 2009 г. придется работать, применяя общий режим налогообложения или совмещая его с ЕНВД, тоже ждут значительные изменения по остальным налогам, также вступающие в силу с 01.01.2009 г.

Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
Подписано в печать
22.12.2008


Exit mobile version