Recipe.Ru

<Письмо> УФНС России по г. Москве от 13.05.2011 N 20-14/047011 «Разъяснение налогового законодательства» Статья: «Исчезнут ли аптеки?» (Редакционный материал) («Аптечный бизнес», 2011, N 6)

Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу. Текст документа

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 13 мая 2011 г. N 20-14/047011

РАЗЪЯСНЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве рассмотрело обращение от 19.04.2011 о порядке предоставления социального налогового вычета в связи с оплатой услуг по лечению и сообщает следующее. Статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) предусмотрено, что при определении налоговой базы в отношении доходов, облагаемых по налоговой ставке 13 процентов, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на суммы, в частности, социальных налоговых вычетов. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных ему лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств. Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов. Согласно пункту 2 статьи 219 Кодекса социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 статьи 219, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода. Вышеуказанным пунктом также предусмотрено, что социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2-5 пункта 1 статьи 219 Кодекса (за исключением расходов на обучение детей налогоплательщика, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, и расходов на дорогостоящее лечение, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи), предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120000 рублей в налоговом периоде. В случае наличия у налогоплательщика в одном налоговом периоде расходов на обучение, медицинское лечение, расходов по договору (договорам) добровольного личного страхования, расходов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения и по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования и по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии налогоплательщик самостоятельно выбирает, какие виды расходов и в каких суммах учитываются в пределах максимальной величины социального налогового вычета, указанной в настоящем пункте. Указанный предельный размер социального налогового вычета применяется в отношении расходов, произведенных налогоплательщиком с 01.01.2009. По расходам, произведенным с 01.01.2007 по 31.12.2008, социальный налоговый вычет предоставляется в сумме, не превышающей 100000 рублей. Социальный налоговый вычет на лечение предоставляется путем возврата излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за предыдущие налоговые периоды на основании налоговой декларации с приложением следующих документов: — справки (справок) об оплате медицинских услуг по форме, утвержденной приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256, выданных медицинским учреждением, оказавшим налогоплательщику медицинские услуги; — копии договоров, заключенных налогоплательщиком с медицинскими учреждениями РФ; — копии соответствующих лицензий, если в указанных договорах отсутствует информация о реквизитах лицензий; — копии платежных документов, подтверждающих внесение (перечисление) налогоплательщиком денежных средств медицинским учреждениям Российской Федерации за оказанные услуги по лечению, квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении медицинским учреждениям денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, кассовые чеки и т.д.; — справки (справок) о доходах за отчетный период (год, в котором были произведены расходы на лечение) по форме 2-НДФЛ. Справка об оплате медицинских услуг является обязательным документом, представляемым налогоплательщиком в налоговый орган при подаче налоговой декларации с целью получения социального налогового вычета. В Справке на основании кассового чека (приходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего внесение денежных средств) указывается стоимость медицинской услуги по коду «1» или дорогостоящего лечения по коду «2», оплаченных за счет средств налогоплательщика, в рублях прописью с большой буквы. Указанная Справка заполняется всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности и удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика. В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Кодекса заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Социальные налоговые вычеты предоставляются к доходам того налогового периода, в котором налогоплательщиком фактически произведены расходы. Учитывая изложенное, в 2011 году для получения социального налогового вычета в связи с оплатой в 2008 году услуг по лечению налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту жительства (в Инспекцию ФНС России N 34 по г. Москве, расположенную по адресу: г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 33, корп. 2) налоговую декларацию за 2008 год с приложением всех вышеперечисленных документов, включая справку о доходах по форме N 2-НДФЛ, а также Справку об оплате медицинских услуг с кодом «1» или «2» за указанный налоговый период.

Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации 1 класса
О.М.СПИЦЫНА


«Аптечный бизнес», 2011, N 6

ИСЧЕЗНУТ ЛИ АПТЕКИ?

15 июня в здании ИТАР-ТАСС участники и эксперты фармацевтического рынка собрались для того, чтобы констатировать печальную статистику: ставка страхового взноса выросла, рентабельность аптек медленно, но верно скатывается к отрицательной отметке.

Российская ассоциация аптечных сетей (РААС) обеспокоена тем, что законопроект, подготовленный Минздравсоцразвития РФ в апреле, предполагает введение в 2011 году льготных тарифов по страховым взносам в размере 26% только для аптечных организаций, применяющих ЕНВД. Принятие 26% ставки страховых взносов не облегчит сложившуюся сложную ситуацию на фармацевтическом рынке, не обеспечит повышение инвестиционной привлекательности розничного фармацевтического рынка, поскольку сгладить негативные последствия роста налогового бремени для розничного фармацевтического рынка сможет только ставка в 14%. Объясняется это отличительной особенностью рынка фармацевтической розницы, выстроенного до 2011 года на применении льготного режима налогообложения со ставкой в 14% (которую обеспечивал единый налог на вмененный доход). Большинство аптечных организаций (свыше 60-70%, по оценкам РААС) с 1 января текущего года лишились льготы ЕНВД и получили рост налогового бремени в разы, т.е. с 14 до 34%, для покрытия которого недостаточно величины рентабельности аптек. 20% аптек страны, уже до января 2011 года применявшие ОСН (общую систему налогообложения), являлись убыточными или практически таковыми. Аптечные сети функционировали благодаря льготному режиму ЕНВД, которого лишились с 1 января 2011 г. УСН (упрощенная система налогообложения) применяется незначительно только в Москве (около 1% аптек), где не применяется ЕНВД. К сожалению, статистика подтверждает пессимистические настроения участников фармацевтического рынка. «РААС обратилась в федеральный орган статистики, который предоставил следующие данные: рентабельность аптечных организаций в рознице фармацевтических товаров составляет 0,9%, фармацевтические, медицинские товары и косметика — 2,2%; количество аптечных организаций — 46094 (без учета двух регионов на начало 2010 года). К тому же, согласно данным статистики, оправдываются прогнозы РААС на февраль текущего года: в сравнении с 2010-м произошло сокращение аптечных специалистов уже на 7%», — констатирует Нелли Игнатьева, исполнительный директор РААС. В подтверждение того, что положение аптек действительно «на грани», «Аптечная сеть 36,6» обнародовала информацию, которая позволяет оценить степень влияния налоговых изменений на деятельность аптечной розницы. «Сумма выплат по страховым взносам за 1-й квартал 2010 года в «Аптечной сети 36,6″ составила 88 млн. руб., в то время как за 1-й квартал 2011 года — 159 млн. руб. Если в прошлом году выплаты страховых взносов составляли 2,8% от выручки компании, то сегодня это 4,4% от выручки. Для сравнения: расходы на логистику в 52 регионах присутствия в 2 раза меньше — 1,8% от выручки», — отмечает Валерия Солок, генеральный директор «Аптечной сети 36,6». Еще в прошлом году компания начала активную работу по снижению издержек и повышению доходности, «… 36,6» удалось увеличить практически все показатели внутренней эффективности (рис. 1 и 2).

Рост Q1 2011/Q1 2010: + 22,9%

Рис. 1. Средний чек по сети «36,6», руб.

Рисунок не приводится.

Рост Q1 2011/Q1 2010: + 22%
350

284,7 299 300

                    246,4          245      250         239                                   214                                 

200

150

100

50

0

       2008 2009      Q4  Q4       Q1  Q1                    2009 2010    2010 2011

Рис. 2. Средний чек в сопоставимых аптеках, руб.

Благодаря предпринятым действиям по оптимизации деятельности, пересмотру ассортиментной политики и совершенствованию всех бизнес-процессов компании удалось «отыграть» у суммы страховых взносов 1% от общей выручки, что является колоссальной цифрой для розницы в целом. «Однако рентабельность компании в 1-м квартале в итоге все равно на низком уровне, поскольку выплаты по ЕСН превышают все дополнительные заработки. Складывается парадоксальная ситуация: эффективность бизнеса растет, но компания прибыль не показывает. Так, финансовые показатели компании по результатам деятельности за 1-й квартал 2011 года без учета выплат страховых взносов демонстрируют положительную динамику по рентабельности в рублях — рост на 23% к аналогичному периоду прошлого года, общие операционные расходы компании составляют 1053 млн. руб., что на 9,5% выше аналогичного периода прошлого года. А реальные показатели с учетом выплат по страховым взносам показывают уже отрицательную динамику рентабельности — снижение на 9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, операционные расходы возрастают до 1215 млн. руб., что уже на 17% выше аналогичного периода прошлого года», — объясняет Валерия Солок. Необходимо отметить, что в самом плачевном положении находятся региональные аптечные сети. Светлана Чечемина, исполнительный директор Карельской ассоциации аптечных предприятий, подтвердила, что рентабельность аптечных сетей снизилась на 8% только за 1-й квартал 2011 года. Схожая ситуация и в Красноярском крае. Александр Ли, генеральный директор ГП «Губернские аптеки», прогнозирует на своем предприятии до 80 млн. руб. отрицательного баланса в текущем году. В критической ситуации находятся и останутся МУПы и ГУПы, осуществляющие льготный отпуск ЛС, а также наркотических препаратов: они работают в 2011 году с отрицательной рентабельностью. Последствия могут оказаться драматическими. Например, в Челябинске МУП объявили о закрытии, в ответ на это было принято решение о наделении ряда учреждений функцией льготного отпуска. Независимые эксперты рынка делают свои прогнозы. «С начала года по всей стране закрылось 10% аптек, к концу 2011-го эта цифра, вполне вероятно, вырастет до 40%», — заявляет председатель экспертного совета по здравоохранению общественного объединения «Деловая Россия» Давид Мелик-Гусейнов. Более того, к концу года останутся без работы до 30% работников аптек. Рентабельность бизнеса составляет сейчас 0,5-2%, причем лучшие показатели у аптек, делающих упор на парафармацевтические товары. Следствием повышения ставки станет рост цен на лекарства. При этом могут подорожать и препараты из утвержденного Минздравсоцразвития списка ЖНВЛС, предельная наценка на которые устанавливается правительством.

По данным региональных экспертов, на лекарственные препараты перечня ЖНВЛС, составляющие до 80% ассортимента, аптеки применяют торговые надбавки в полном объеме, чего не осуществляли ранее. Как следствие, произошло повышение цен на ЛП перечня ЖНВЛП.

Редакционный материал


Exit mobile version