Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу. Текст документа
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПИСЬМО
от 3 сентября 2003 г. N 03-4-11/2581/43-АД824
ОБ АКЦИЗАХ НА СПИРТЫ ФАРМАКОПЕЙНЫЕ
И СПИРТОСОДЕРЖАЩИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Департамент косвенных налогов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам сообщает. В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Налогового кодекса операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признаны объектом налогообложения. При этом согласно пункту 3 указанной статьи в целях главы 22 «Акцизы» к производству приравнен розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документацией, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Как следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс), спирт этиловый, к которому отнесены все виды спиртов этиловых (за исключением спирта коньячного), независимо от их концентрации, вида сырья, из которого они производятся, и от того, по какой нормативно-технической документации они изготавливаются (по ГОСТам, ТУ, ОСТам или фармакопейным статьям), признан подакцизным товаром. При этом, если в указанном подпункте Налогового кодекса четко определено исключение из перечня подакцизных товаров спирта коньячного, то для спирта этилового пониженной концентрации или производимого в соответствии с фармакопейными статьями и включенного в «Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения», такого исключения не предусмотрено.
Примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Государственный реестр лекарственных средств, а не Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 рассматриваемой статьи к спиртосодержащей продукции, не подлежащей обложению акцизом, отнесены лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Согласно фармакопейным статьям ФС 42-3071-94 и ФС 42-3072-94 изготавливаемая по этой нормативно-технической документации продукция представляет собой соответственно: спирт этиловый 90% 70% и 40%, применяемый для приготовления экстрактов, настоев лекарственных трав, бальзамов, а также для централизованного обеспечения аптек и лечебных учреждений; спирт этиловый 95%, применяемый в медицинских целях.
Примечание.
Фармакопейная статья ФС 42-3072-94 утратила силу с 22 июня 2000 года в связи с введением в действие Фармакопейной статьи ФС 42-3072-00.
Кроме того, в Государственном реестре лекарственных средств и изделий медицинского назначения фармакопейные спирты также зарегистрированы как спирты этиловые, а не как спиртосодержащие растворы или препараты. Таким образом, фармакопейные спирты, представляя собой лекарственное средство, являются при этом не спиртосодержащей продукцией (которая согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса не рассматривается как подакцизный товар), а спиртом этиловым, который согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса включен в перечень товаров, признанных подакцизными. Исходя из изложенного, эти антисептические средства, внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения (также, как и до 1 января 2001 года), признаются подакцизным товаром, поскольку не отвечают одному из условий освобождения от налогообложения акцизами лекарственных средств, а именно: как товар они классифицируются (в том числе и в вышеуказанном Государственном реестре) как спирт этиловый, а не спиртосодержащая продукция. Согласно вышеуказанному пункту 3 статьи 182 Налогового кодекса деятельность по розливу (упаковке, расфасовке) подакцизных товаров рассматривается как объект налогообложения акцизами, только в том случае, если порядок их упаковки (розлива, расфасовки) в упаковочные единицы утвержден специальными правилами и представлен в нормативно-технической документации, в соответствии с которой осуществляется их производство, как часть общего производственного процесса, после которого эти товары становятся готовыми к применению. Нормативно-технической документацией, регламентирующей производство спиртов этиловых фармакопейных, являются вышеуказанные фармакопейные статьи, утвержденные Управлением по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России, в которых содержатся требования по упаковке этих спиртов в потребительскую тару (в банки или флаконы). Таким образом, для приобретения фармакопейными спиртами готового к реализации товарного вида их упаковка (розлив, расфасовка) в потребительскую тару является обязательной и, следовательно, рассматривается как часть общего процесса их производства. Учитывая изложенное, аптеки, осуществившие указанный розлив спиртов фармакопейных, признаются налогоплательщиками акцизов по операциям их реализации населению или лечебно-профилактическим учреждениям. Одновременно сообщаем, что в случае возникновения затруднений при подготовке ответов налогоплательщикам или разногласий с ними, налоговые органы обращаются за разъяснениями в центральный аппарат МНС России с соответствующим запросом, содержащим изложение неясных или спорных позиций.
Руководитель
Департамента косвенных налогов
Н.С.ЧАМКИНА
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ПРИКАЗ
1 сентября 2003 г.
N 538
О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.12.96 N 129-ФЗ, Инструкцией по бухгалтерском учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.99 г. N 107н и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.95 N 49, учреждения, организации и предприятия системы Департамента здравоохранения г. Москвы обязаны провести инвентаризацию всех статей баланса перед составлением годовой финансовой отчетности. В целях своевременного и правильного проведения инвентаризации ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Руководителям и главным бухгалтерам управлений здравоохранения административных округов, учреждений, состоящих на городском бюджете: 1.1. Провести в полном объеме инвентаризацию основных средств, материальных запасов, незаконченных научно-исследовательских работ, выполняемых по договорам, денежных средств, средств в расчетах, бланков строгой отчетности, незавершенного капитального строительства и незавершенных капитальных ремонтов, дебиторской и кредиторской задолженности, включая ценности, которые были ранее подвергнуты внеплановой проверке в течение года в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями, начиная с 1 сентября 2003 г. 1.2. В учреждениях, имеющих самостоятельные бухгалтерии, инвентаризацию провести в следующие сроки: — основных средств, малоценных предметов — не ранее 1 ноября; — материальных запасов (кроме продуктов питания) — не ранее 1 октября; — продуктов питания, незаконченных капитальных ремонтов — по состоянию на 1 января 2004 г.; — незавершенного капитального строительства — не ранее 1 декабря; — расчетов с дебиторами и кредиторами — не позднее 1 января 2004 г.; — расчетов с банками (по бюджетным и другим счетам), налоговыми органами — по состоянию на 1 января 2004 г.; — денежных средств, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, сумм, выданных в подотчет, — по состоянию на 1 января 2004 г. 2. Руководителям и главным бухгалтерам организаций и предприятий Департамента здравоохранения провести в полном объеме инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершенного производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей баланса в следующие сроки: — основных средств, малоценных предметов — не ранее 1 ноября; — капитальных вложений — не ранее 1 декабря; — незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки, готовой продукции на складах, сырья и прочих материальных ценностей — не ранее 1 октября; — незавершенного капитального ремонта и расходов будущих периодов, денежных средств, ценностей и бланков строгой отчетности, расчетов по платежам в бюджет, расчетов предприятий и организаций с их производственными единицами, выделенными на отдельные балансы, и с вышестоящей организацией — по состоянию на 1 января 2004 г.; — расчетов с дебиторами и кредиторами — по состоянию на 1 января 2004 г.; — остальных статей баланса — по состоянию на 1 января 2004 г. 3. Инвентаризации подлежат товарно-материальные ценности, не принадлежащие учреждению, организации и предприятию, находящиеся на ответственном хранении, в арендном пользовании и не учтенные по каким-либо причинам. 4. Руководителям, главным бухгалтерам централизованных бухгалтерий при управлениях здравоохранения административных округов, бюджетных учреждений, организаций и предприятий, подведомственных Департаменту здравоохранения г. Москвы: — для проведения инвентаризации создать инвентаризационные рабочие комиссии. Копии Приказов о создании инвентаризационных комиссий представить в управление бухгалтерского учета и отчетности Департамента к 1 октября 2003 г.; — утвердить план проведения инвентаризации; — завершить инвентаризацию к 1 января 2004 г. 5. Руководителям бюджетных учреждений, организаций и предприятий, при которых созданы централизованные бухгалтерии: — утвердить центральную инвентаризационную комиссию и календарный план проведения инвентаризации; — распределить работников централизованной бухгалтерии по учреждениям для участия в инвентаризационных комиссиях. 6. Руководителям бюджетных учреждений, управлений здравоохранения административных округов, организаций и предприятий: — обратить особое внимание при проведении инвентаризации на необходимость выявления неучтенных и не оприходованных ранее основных средств и других ценностей; — обязательной инвентаризации подлежат материалы и оборудование, полученное безвозмездно и в централизованном порядке и оприходованное в количественно-суммовом выражении; — при инвентаризации выявить неиспользуемое оборудование и материалы. Копии инвентарных ведомостей с перечнем неиспользуемого медицинского оборудования представить в отдел материально-технического обеспечения Департамента к 15 декабря 2003 г.; — при инвентаризации драгоценных металлов, алмазов и изделий из них руководствоваться инструкцией Министерства финансов РФ от 04.08.92 г. N 67 «О порядке получения, расходования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней на предприятиях, в учреждениях и организациях»;
Примечание.
Инструкция Минфина РФ от 04.08.1992 N 67 утратила силу в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 29.08.2001 N 68н.
— считать обязательным при проведении инвентаризации сличение фактического наличия с данными бухгалтерского учета, в связи с этим особо строго проверить правильность и полноту организации первичного учета и состояние технической документации; — при сдаче годового финансового отчета за 2003 г. представить протокол результатов инвентаризации в управление бухгалтерского учета и отчетности Департамента. В объяснительной записке к годовому отчету сообщить подробные сведения о причинах и виновниках недостач и излишков, указать меры, принятые по отношению к виновным лицам, причины наличия неиспользуемого оборудования и сроки его реализации. Проводить инвентаризацию отдельных статей баланса в течение 2004 г. 7. Контроль над исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя руководителя Департамента В.А.Соболева и начальника управления бухгалтерского учета и отчетности Т.В.Грекову.
Руководитель
Департамента здравоохранения
А.П.СЕЛЬЦОВСКИЙ