Примечание.
При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу. Текст документа
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 12 сентября 2005 г. N 04-1-03/644а
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ СТОИМОСТИ ПИТАНИЯ
Федеральная налоговая служба по вопросам налогообложения стоимости питания сообщает следующее. 1. В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Согласно статье 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты; на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.
Примечание.
Постановление Минтруда РФ от 31.03.2003 N 13 утратило силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2009 N 158н. Действующие Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.02.2009 N 45н.
Постановлением Минтруда России от 31.03.2003 N 13 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда» установлено, что организации обязаны обеспечить выдачу 0,5 л бесплатного молока одному работнику за смену независимо от ее продолжительности. Бесплатное молоко или другие равноценные пищевые продукты работники должны получать в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации. В соответствии с пунктом вышеуказанных норм и условий бесплатной выдачи нельзя заменять молоко денежной компенсацией и другими продуктами, кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, а также выдавать молоко за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпускать его на дом. Перечень равноценных молоку пищевых продуктов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2002 N 849. Таким образом, стоимость молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, бесплатно выдаваемых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подпадает под понятие компенсационных выплат и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц согласно пункту 3 статьи 217 Кодекса. 2. В соответствии со статьей 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. К расходам на оплату труда отнесены, в частности, стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации питания и продуктов (пункт 4 статьи 255 Кодекса). 3. На основании подпункта 4 статьи 255 Кодекса стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации питания и продуктов относится к расходам на оплату труда и в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 253 Кодекса включается в расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса, признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе, за исключением операций, не подлежащих налогообложению, согласно статье 149 Кодекса, и операций, не признаваемых объектом налогообложения согласно пункту 2 статьи 146 Кодекса. В случае, когда организацией в соответствии с законодательством выдаются работникам на работах с вредными условиями труда бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание и затраты по приобретению данного молока или других равноценных пищевых продуктов, а также по изготовлению указанного питания относятся на расходы по производству и реализации продукции (как облагаемой, так и не облагаемой налогом на добавленную стоимость), объект налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает.
И.Ф.ГОЛИКОВ
«Менеджер здравоохранения», 2006, N 9
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ В 2006 ГОДУ
Как известно, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 N 152н утверждены «Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Указания вступили в силу с 1 января 2006 года. Отменены ранее действующие Указания, утвержденные Приказом Минфина от 10.12.2004 N 114н, а также ряд документов, изданных в дополнение к этому Приказу. Структура Приказа включает несколько разделов: классификацию доходов бюджетов Российской Федерации; функциональную классификацию расходов бюджетов; экономическую классификацию расходов бюджетов; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации; классификацию источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга; классификацию видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Поскольку в практической деятельности учреждений здравоохранения, финансируемых за счет средств бюджетов, необходимо четкое представление о структуре расходов бюджета, о порядке группировки расходов с учетом их экономического содержания, в этой статье основное внимание уделено вопросам классификации расходов. Различают функциональную, экономическую и ведомственную классификацию расходов. Несколько слов о функциональной классификации расходов. Группировка расходов бюджетов по функциональной классификации отражает направление бюджетных расходов на выполнение основных экономических и социальных функций органами государственного управления и местного самоуправления. Кроме того, классификация используется для международных сопоставлений степени вовлеченности органов государственного управления и местного самоуправления в выполнение экономических и социальных функций. Выделяются 11 основных разделов и 84 подраздела функциональной классификации. Поскольку функциональная классификация в части разделов и подразделов является единой и используется при составлении бюджетов всех уровней, приведем основные разделы функциональной классификации (табл. 1). Дальнейшая детализация расходов осуществляется в подразделах и целевых статьях. Порядок отнесения расходов на подразделы приведен в разделе III «Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации», перечень и содержание целевых статей — в разделе IV «Целевые статьи функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации». Кроме того, в разделе V «Виды расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации» приведена группировка расходов по видам. Виды расходов отражают направления финансирования расходов бюджета и могут быть сквозными для целевых статей разных разделов и подразделов. Например, вид расходов 327 «Обеспечение деятельности подведомственных учреждений» отражает расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, находящихся в ведении главных распорядителей средств бюджетов всех уровней. В приводимой схеме 1 отражены все 4 уровня функциональной классификации.
Таблица 1
Разделы функциональной классификации
расходов бюджета
Код раздела Наименование раздела функциональной классификации
0100 Общегосударственные вопросы
0200 Национальная оборона
0300 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 0400 Национальная экономика 0500 Жилищно-коммунальное хозяйство 0600 Охрана окружающей среды 0700 Образование 0800 Культура, кинематография и средства массовой информации 0900 Здравоохранение и спорт 1000 Социальная политика 1100 Межбюджетные трансферты
Схема 1. Уровни функциональной классификации расходов бюджета
Раздел функциональной классификации расходов бюджета
\/ \/ \/ \/ \/
Подраздел Подраздел Подраздел Подраздел Подраздел
\/ \/ \/ \/ \/
Целевые статьи Целевые статьи Целевые статьи Целевые статьи Целевые статьи
Целевые статьи Целевые статьи Целевые статьи Целевые статьи Целевые статьи
Целевые статьи Целевые статьи Целевые статьи Целевые статьи Целевые статьи
\/ \/
Виды расходов функциональной классификации бюджетов
Виды расходов функциональной классификации бюджетов
Визы расходов функциональной классификации бюджетов
Необходимо отметить, что органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право использовать целевые статьи и виды расходов, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 декабря 2005 года N 152н, а также вводить дополнительные целевые статьи и виды расходов, используя для этого самостоятельные коды, но сохраняя при этом структуру кода классификации расходов. Следующий раздел VI «Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации» Указаний посвящен вопросам отнесения расходов на экономические статьи. В Указаниях сохранена ранее принятая экономическая классификация расходов по группам: 200 «Расходы», 300 «Поступление нефинансовых активов», 500 «Поступление финансовых активов», 600 «Выбытие финансовых активов». Основное внимание в рамках данной статьи уделено группам 200 «Расходы» и 300 «Поступление нефинансовых активов». Отметим только, что в группе расходов 500 «Поступление финансовых активов» появилась новая экономическая подстатья 530 «Увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале». В остальном сохранены коды и наименования экономических подстатей. Не изменился и принципиальный подход к формированию экономического классификатора расходов. Базовыми целями в процессе реформирования бюджетной классификации были обозначены достижение прозрачности деятельности всех участников бюджетного процесса, а также переориентация бюджетных средств на достижение конечных результатов. Поэтому Экономическая классификация расходов, вступившая в силу с 1 января 2006 года, тесно связана с нормативными актами в сфере бюджетного учета. Обратим внимание на то, что с 1 января 2006 года также вступила в действие новая Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина Российской Федерации от 10 февраля 2006 года N 25н. Утвержденная этим документом Классификация операций сектора государственного управления, применяемая в плане счетов бюджетного учета, имеет те же трехзначные цифровые коды и наименования отдельных показателей, что и статьи и подстатьи Экономической классификации расходов бюджета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 21.12.2005 N 152н. В рамках настоящей статьи остановимся более подробно на вопросах, касающихся применения экономической классификации в группах 200 «Расходы» и 300 «Поступление нефинансовых активов». Изменился по сравнению с ранее принятым, порядок отнесения расходов на приобретение мягкого инвентаря и посуды. Теперь эти расходы необходимо учитывать по экономической подстатье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Министерством финансов Российской Федерации издано Письмо от 14 апреля 2006 года N 01-14-10/880. В Письме содержатся разъяснения о порядке отнесения расходов к тем или иным экономическим статьям. В большинстве случаев это расшифровка позиции «Другие аналогичные расходы» в Указаниях. Позволим обратить Ваше внимание на некоторые из предлагаемых расшифровок по отдельным экономическим статьям, где достаточно часто встречаются неточности и ошибки при планировании и финансировании расходов. Так, по экономической подстатье 225 «Услуги по содержанию имущества» в состав других аналогичных расходов рекомендовано включать следующие: — оплату договоров на оказание услуг по заправке картриджей к оргтехнике; договоров на выполнение пусконаладочных работ, производимых после того, как первоначальная стоимость объектов нефинансовых активов сформирована; договоров на проведение метрологических поверок объектов коммунального хозяйства; договоров по выполнению ремонтно-реставрационных и консервационных работ (ремонтно-реставрационные, общестроительные и консервационные работы по зданиям и сооружениям, ремонтно-реставрационные и консервационные работы по инженерным сетям, ремонтно-реставрационные работы по благоустройству территории); договоров на проведение капитального и текущего ремонта инженерных систем и коммуникаций, в том числе систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации, электроосветительных и вентиляционных систем, ремонт индивидуальных тепловых пунктов, коллекторов, находящихся на балансе учреждения; договоров по выполнению проектных и изыскательских работ по подготовке проектно-сметной документации и ее экспертизе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в целях капитального ремонта, если указанные работы неразрывно связаны с проводимыми ремонтными работами; договоров на оказание услуг по проведению проверки технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре; договоров на оказание услуг по техническому обслуживанию, ремонту, наладке, эксплуатации элементов охранной и пожарной сигнализации, элементов систем видеонаблюдения, элементов локальной вычислительной сети, учитываемых на балансе бюджетного учреждения; договоров на оказание услуг по государственной поверке, калибровке и клеймению: весового хозяйства, средств транспортировки, заправки и хранения горючего и смазочных материалов, специальных жидкостей и спирта; договоров на оказание услуг по стирке белья и постельных принадлежностей, химической чистке и ремонту белья и вещевого имущества. В составе других аналогичных расходов по подстатье 226 «Прочие услуги» учитывается, в частности, оплата договоров по выполнению проектных и изыскательских работ по подготовке проектно-сметной документации и ее экспертизе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, если указанные работы не связаны с проводимыми ремонтными работами; договоров на приобретение и изготовление печатей и штампов, бланков удостоверений, бланков трудовых книжек, вкладышей к ним, дипломов, свидетельств, студенческих билетов, зачетных книжек, бланков строгой отчетности, унифицированных форм первичных документов бухгалтерского учета, форм бюджетной отчетности, регистров бюджетного учета и других бланков, а также акцизных марок; расходы по договорам на монтаж локальной вычислительной сети; на подписку периодической литературы (газеты, журналы, бюллетени и т.п.), кроме периодической литературы, приобретаемой для библиотечного фонда; договоров на инкассацию денежных средств; договоров на диспансеризацию, медицинское обслуживание, проведение медицинских анализов, осмотр и освидетельствование работников. По этой подстатье также учитываются расходы по оплате стоимости обучения на курсах повышения квалификации, участия в семинарах; оплате договоров на организацию питания через предприятия общественного питания, предоставляющие услуги бюджетным учреждениям; оплате договоров на оказание услуг по проведению инвентаризации и паспортизации зданий, сооружений и других основных средств; оплате договоров на оказание услуг охранными, пожарными организациями (установка, наладка, обслуживание систем сигнализации, систем автоматического газового пожаротушения, пожарной сигнализации, управления автоматического дымоудаления и газоудаления, управления огнезащитными клапанами, не учитываемые на балансе бюджетного учреждения, противопожарные мероприятия); оплате договоров на оказание услуг по погрузке, разгрузке, укладке, складированию топлива, доставке, распиловке, колке и укладке дров в рамках гражданско-правовых договоров на заготовку топлива; договоров на оказание услуг по пошиву мягкого инвентаря и форменной одежды из материала заказчика; договоров по гардеробному обслуживанию. Обращаем Ваше внимание, что по подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» учитываются расходы на подписку на периодическую литературу, приобретение книжной или иной печатной продукции и справочной официальной литературы только для библиотечного фонда. К расходам по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» отнесены расходы по договорам на приобретение и изготовление материальных запасов из материалов подрядчика; приобретение обмундирования, специальной одежды, знаков отличия, фурнитуры и других видов мягкого инвентаря; приобретение книжной продукции и справочной официальной литературы, кроме литературы, приобретаемой для библиотечного фонда; приобретение расходных материалов к оргтехнике; материалов для зубопротезирования; медицинской техники, вживляемой в организм пациента; кормов для объектов животного мира; аптечек (медицинских укладок, индивидуальных пакетов); приобретение котельно-печного топлива; приобретение бутилированной воды. Расходы при выполнении работ подрядным способом или по договорам гражданско-правового характера отражаются по соответствующим подстатьям Экономической классификации, исходя из предмета договора. Оплата работодателем единого социального налога и взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, отражается по тем статьям и подстатьям экономической классификации, где отражаются расходы за оплату услуг по данному договору. Подробные комментарии по экономическим подстатьям 211-640, как уже было сказано выше, можно найти в Письме Минфина РФ от 14.04.2006 N 02-14-10/880. В завершении несколько слов о Ведомственной классификации расходов. Ведомственная классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджета и отражает распределение средств бюджета по главным распорядителям. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Соответственно Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, расходов местных бюджетов является группировкой расходов соответствующих бюджетов и отражает распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации в разрезе главных распорядителей средств бюджетов. Ведомственная классификация расходов бюджетов отражена в Ведомственной структуре расходов бюджета, утверждаемой законом (решением) о соответствующем бюджете на очередной финансовый год.
Главный специалист
Комитета по здравоохранению
Санкт-Петербурга
С.В.ГУСЕВА